Государственный клад, был одновременно частной кассой обладателя, пополнялся налогами, судебными забором и прибылью по государственным, то есть княжеских , имений. Кроме установленной «данные», было еще «полюдье», то есть оплата князьям или их видпоручникив, когда они разъезжали по краю делать суды и выполнять другие административные функции. А еще население платило определенные суммы на возведение городов, мостов, плотин и путей.

С судебных сборов в пользу государственного (княжеского) сокровища были так называемые «водовороты», то есть наказание за убийство — 40 гривен за обычного человека, по 80 — за «княжеского мужа» и денежные наказания за мелкие преступления.

Если кто-то что-то украл или потерял и ни на кого не падает подозрение, о потере объявлялось на общественном торге. После этого тот, у кого нашли потерянную вещь, должен не только ее вернуть, но и заплатить 3 гривны за наказание. По недоказанную вину и арест без вины смерда платилось 3 гривны, за боярина — 12 гривен.

На торгах и при купле-продаже, требовавших правительственного утверждений или удостоверения, при городских воротах и ​​мостах брали платы для сокровища княжеские «таможенники». В пользу государственного сокровища шла большая часть военной добычи и контрибуции; меньшую часть делил князь между женой и воинами.

Княжий двор, а в первую очередь жена, поедали ли не все государственные и княжеские прибыли. Судебные и административные чиновники не обременяли сокровища — они оплачивали себя сами процентами от взысканных налогов, наказаний и сборов.

В основу церковных и монастырских доходов легли так называемые «десятины».
купить глобус-бар в интернет-магазине
Впервые десятину своих доходов отдал на церковь князь Владимир (Десятинная церковь). Шли те десятины от «дани, водоворотов и продажи и вообще от всего, что идет на княжеский двор». С принятием христианства в Украине брали плату за церковные требы, которые росли по мере поместной способности верующих "(Голубец Л. Большая история Украины от древнейших времен. 1993).

С другой исторического источника узнаем, что князь держал значительную армию чиновников, которые только собирали всякие налоги. Говоря современным языком, это были своеобразные налоговые инспекторы. В частности В. И.Сергеевич в своем исследовании «Вече и князь» (1867.) Пишет: "Управление финансами находилось в непосредственном ведении самого князя. Для сбора пошлины и дани он назначал особых чиновников — таможенников, данщикив, п «ятенщикив и других таможенников, которые не зависели от намисикив и волостелей.»

Немецкие и итальянские ученые еще в XIX веке различали доходы государства на фондированные, то есть доходы от земли, имущества и ценных бумаг и нефундовани, извлекаемые личным трудом. Разница между этими доходами настолько заметна, что не требует объяснений. Если обладатели фундированной доходов не вкладывают личного труда в их получение, они тратят умственные усилия, а вторая категория плательщиков должна все время думать, как достичь до дня выплаты зарплаты, как обеспечить детей и что-то оставить на старость. И совсем трагично, когда на старость не остается ничего. Поэтому законодатель, который определяет размер налога на доходы, из разных источников должен учитывать это и изымать по налогообложению те источники, доходы с которых будут служить обеспечению будущей жизни.

Февральская революция 1917 году в Петрограде повлияла на политически-экономическую ситуацию в Украине.

В апреле 1917 года Украинская Центральная Рада выдает первые финансовые акты. Вот что было подекларовано в одной из постановлений, принятых на заседании Украинской Центральной Рады 23 апреля.

В Газете «Вести из Украинской Центральной Рады», №5 от мая 1917 отмечалось, что

"- Украинской Центральной Радой для покрытия трат, которых требуют наши национальные потребности, принимается необходимость национального налогообложения всего украинского народа.

 — Налогообложение переводится на принципы постепенно-подоходного налогу.

 — Те, кто имеет доходы более 800 руб. в год, облагаются в размере 25% от государственного постепенно-подоходного налогу.

 — Кто имеет дохода менее 800 руб. годового, то платит 50 коп. в год.

 — При каждом губернские комитету одкриваються финансовые комиссии.

 — финансовые комиссии при каждом комитету организуют налогообложения всей украинского населения на территории губернии.

 — налог за 1917 выплачивают до 1-го августа (августа).

 — Комитету Рады поручается выработать инструкцию губернские финансовым комиссиям.

 — Все собранные деньги одсилаються в казну Украинской Центральной Рады ".

Вполне вероятно, что формирование прочной финансовой системы — одна из составляющих государственности Украины. Для построения нового строя Украины необходимы были деньги. Украинская Центральная Рада сразу же после образования делегировала в Петроград своих полпредов, которые добивались, чтобы определенная часть средств, собранных в Украине центральной казной России, было отдано украинскому народу для возрождения национально-культурных потребностей. Однако Временное правительство России отказался отчислять деньги Украине. В результате Украинская Центральная Рада отпечатывает обращение к украинскому народу — Первый Универсал.

В вестнике «Вести из Украинской Центральной Рады», №9 от мая 1917 отмечалось, что Украинская Центральная Рада установила особый налог на «родное дело».

В ноябре 1922 года в Советском Союзе был установлен приходно-имущественный налог. В 1924 году он был преобразован в подоходный налог. Был период, когда ставился вопрос о его отмене. Так, в 1960 году был принят Закон СССР «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих». Но он не стал действовать вероятно потому, что эффективность подоходного налогообложения зависит от принципов, положенных в его основу. В СССР всегда действовал дифференцированный подход по подоходному налогу. Если обратиться к принципам налогообложения в СССР, то долгое время в его основе был принцип дифференциации субъектов налогообложения (налогоплательщиков). Плательщики налога разделялись по социальному признаку на следующие группы:

  • рабочие и служащие;

  • литераторы и работники искусств;

  • врачи, адвокаты, преподаватели и другие лица, занимающиеся частной практикой;

  • кустари, ремесленники и другие.

При определении ставок налога учитывались источники и размеры дохода. Более прогрессивные ставки налога устанавливались по кустарей и ремесленников.

С 1990 года разработана новая прогрессивную шкалу налогообложения, по которой налогоплательщики в целях налогообложения были разделены в зависимости от источника дохода на следующие группы:

 — рабочие и служащие, имели доходы, полученные по основному месту работы и не по основному месту работы. Доходы не по основному месту работы облагались без установления необлагаемого минимума по специальной шкале до 101 руб., А дальше использовалась основная шкала по основному месту работы.

Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически — это древнейшая форма финансовых отношений между государством и членами общества. По традиции, которая берет начало от Адама Смита, налоги прагматично воспринимаются как обязанность "обязательные денежные платежи для обеспечения коллективных потребностей общества, как принудительные взыскания с физических и юридических лиц, извлекаемые государством в силу его исключительной власти. Налог возникает таким, каким видят его в реальной деятельности и плательщики, и чиновник — сборщик налогов.

Налог — это часть дохода (прибыли), которую граждане и юридические лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью, принудительно отдают в государственный и местные бюджеты для удовлетворения общегосударственных потребностей. Налог, таким образом, имеет принудительный характер и используется для предоставления таких услуг, необходимость которых понятна всем. Эта необходимость по своей природе неделима. Право на введение налогов принадлежит только государству, может это право делегировать местным органам власти.

Налоги необходимы всем государствам мира, в том числе и современной Украины, потому что государство может функционировать только при наличии и использовании средств на удовлетворение потребностей всего общества.

Налоги являются главный источник современных бюджетов государства, они являются основой их и составляют большую часть всех государственных доходов. В государственном бюджете на определенный срок в законодательном порядке расписаны доходы и расходы государства.

Государственные услуги всегда предоставляются юридическими и физическими лицами, так, например, услуги железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного транспорта, системы здравоохранения, образования, порядка и безопасности и т. д., и все они требуют финансирования их.

Мы считаем, что налог — это аккумулирование части дохода государством и местными органами власти с граждан или юридических лиц различных форм собственности с целью выполнения общегосударственной деятельности.

По экономическому содержанию — это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных средств, необходимого для выполнения государством его функции. В отличие от финансов эти взаимоотношения, с нашей точки зрения, имеют односторонний характер, поскольку осуществляются от плательщиков к государству. Для финансовой науки важно решить проблему: платежи государства следует считать налогами, а какие нет. Это обусловлено тем, что часть средств юридических и физических лиц вносится не до бюджета государства, а к другим централизованных фондов.