Реферат на тему:
Информационная культура как фактор модернизации государственной налоговой службы Украины
В любом качественном пособии или учебнике по теории управления социальными системами, менеджмента или правоведения обязательно присутствует тематика о правовой культуре, культуру права, их влияние на общественные отношения, правосознание, правотворчество, правоприменение и тому подобное. В теории управления социальными системами, менеджменте, как правило, речь идет об управленческой культуре, культуру управления в этическом и эстетическом аспектах. В лучшем случае может изучаться культура делопроизводства. В большинстве же из них формулировки информационной культуры вряд ли можно встретить.
Сегодня научная мысль общества активно формирует черты информационной культуры как социотехнического явления, является отражением формирования нового этапа развития человечества — информационного общества — общества, в котором социальный потенциал (ресурс) формируется за счет деятельности людей на основе использования услуг с помощью компьютерных информационных технологий и технологий электронной связи (электронной телекоммуникации).
Сущность категории «информационная культура» уже «проникла» в отраслевое законодательство Украины, в ряде подзаконных нормативно-правовых актов.
уборка помещений
В то же время ни в нормативно-правовых актах, ни в научно-практической литературе не существует ее четкого определения.
В данной статье предлагаются результаты исследования по выяснению сущности и содержания информационной культуры как фактора модернизации государственной налоговой службы в контексте методологического и организационно-методического аспектов.
Информационная культура как объект государственного управления и правоведения. На уровне законодательства в отечественную юридическую терминологию категорию «информационная культура», как публично правовой, было введено Концепцией Национальной программы информатизации (утверждена Законом Украины от 4 февраля 1998 года № 75/98-ВР). В соответствии с этим нормативно-правового акта во информационной культурой имели в виду компьютерную образованность человека.
В данном аспекте актуальность исследования сущности и содержания информационной культуры имеет важное значение, как методологического и методического факторов организационно-правового, в частности, кадрового обеспечения эффективности модернизации государственной налоговой службы Украины, а также фактора интеграции ее в общегосударственную информационно-аналитическую систему электронного управления.
Одним из организационно-правовых общегосударственных мероприятий в этом направлении можно считать Указ Президента Украины от 6 декабря 2001 года № 1193/2001 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 31 октября 2001 года» О мерах по совершенствованию государственной информационной политики и обеспечения информационной безопасности Украины ". Пунктом 9 настоящего Указа Министерству образования и науки было поручено в трехмесячный срок подготовить учебные программы для средних и высших учебных заведений по учебной дисциплине «Информационная культура».
Однако возникает вопрос, каким образом по содержанию, тематике эта учебная дисциплина согласовываться с традиционными учебными дисциплинами по изучению информатики и вычислительной техники, а также дисциплин, которые влияют на формирование информационной культуры учащихся в учебных заведениях (например информационное право , правовая информатика, информационная безопасность, защита информации и т. д.). Вопрос также возникает по формированию содержания учебной дисциплины «информационная культура» для специалистов по техническому, экономического и гуманитарного направлений подготовки. Не исключение из этого и проблема организации учебных планов факультетов Национальной академии ГНС Украины.
С анализа содержания данного Указа Президента следует более широкое понимание категории «информационная культура»: речь идет о культуре общественных информационных отношений — правоотношений по информации в условиях информатизации.
Проблематика информатизации занимает важное место в комплексе мероприятий по модернизации государственной налоговой службы Украины. Это, в частности, нормативно указано в Стратегическом плане развития государственной налоговой службы Украины на период до 2013 года (утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины 7 апреля 2003 № 160).
В связи с этим возникает потребность сформулировать сущность категории «информационная культура» на доктринальном (научном, теоретическом, концептуальном) уровне с учетом практики, анализа научных источников и различных нормативно-правовых актов. Формулировка сущности информационной культуры можно осуществить интуитивно, эвристически. Но у каждого своя интуиция. В культуролога свое видение этой категории, в управленца (менед-Жерал) — свое, у юриста — свое, у инженера — свое. То есть, исходя из положений социальной когнитологии (учение о логико-познавательные процессы на основе теории критической информации и энтропии) каждый может по-разному воспринимать (понимать) смысл и сущность данной категории с учетом личного интеллектуального уровня развития, знаний, опыта, навыков, мировоззрения и тому подобное.
Сущность категории «информационная культура»: методологический аспект. В научно-практической и учебной литературе предложено несколько вариантов сущности и содержания категории «информационная культура». Например предлагается несколько определений, которые подаются разными авторами.
Винарик Л. С. и Щедрин А. Н., проанализировав много работ, посвященные проблематике, предлагают определение информационной культуры, как уровня практического достижения развития информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, степени совершенства в оперировании любой информации [1].
Оганов А. А. и Хангельдиева И. Г. предлагают определение современной информационной культуры как качественной характеристики жизнедеятельности человека прежде всего в сфере получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие ценности [2].
Формулировка сущности информационной культуры можно сделать также на основе нормативистского подхода, в аспекте юридической Когнитология — науки о знаниях, познания юридических категорий, исходя из содержания и сущности информационного законодательства или юридической доктрины, которая нашла отражение в научно-практической юридической литературе. Для примера можно предложить исследования, проведенные Брижко В. М., ГАВЛОВСКАЯ В. Д, Калюжным Р. А., Поповичем В. М., Швец М. Я. и др [6].
Изучение научно-практических источников на основе исторического подхода свидетельствует, что любому периоду общественного развития присущ свой уровень информационной культуры, который обуславливается технологиями объективизации (материализации) сигналов, данных, сведений, знаний о событиях и явлениях,