Важную роль в осуществлении внутреннего контроля играют руководители производственных подразделений: начальники цехов, бригадиры, заведующие фермами, гаражами, ремонтными мастерскими и тому подобное. Они систематически следят за трудовой дисциплиной, выполнением работ и технологических операций, расходованием семян, кормов, топлива по назначению, соблюдением правил эксплуатации техники.

Материально ответственные лица обязаны контролировать состояние хранения и сохранности материальных ценностей, соблюдать правила их оприходования и установленного порядка выдачи продукции и имущества со складов и хранилищ.

Особую роль в осуществлении внутреннего контроля играет ревизионная комиссия предприятия, о чем пойдет речь далее.

внутрихозяйственный контроль проводят профсоюзные организации и непосредственно трудовые коллективы в форме, само и взаимоконтроля.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что основными направлениями внутреннего контроля являются: контроль за ходом осуществления производственного процесса и формированием его результатов, качеством продукции и работ, внедрением новых технологий, сохранением различных форм собственности; достоверностью учета и отчетности и другой информации о хозяйственных процессах и их результатах; рациональным использованием ресурсов; контроль действий и деятельности конкретных работников и трудовых коллективов.

Важными условиями рациональной организации и совершенствования внутреннего контроля является обеспечение и решения ряда организационных, технических, экономических, учетно-аналитических, юридических мер и проблем. Содержание организационного обеспечения контроля заключается в разработке положения для каждого производственного подразделения, отдела, службы, должностных инструкций для конкретных должностных лиц с четким определением функциональных обязанностей вообще и контрольных функций в частности.

Техническое обеспечение контроля связано с использованием технических средств для измерения, взвешивания, подсчета и т. д., поскольку без количественной характеристики объекта контроля невозможен самоконтроль. Особенно актуальна проблема обеспечения предприятий лабораторными приборами и другим оборудованием.
фото эротика
Оперативности контроля будет способствовать компьютеризация рабочих мест (АРМ-бухгалтер, АРМ-агроном и др.). От надежности и точности технических средств контроля зависят его результаты.

Суть экономического обеспечения заключается в создании материальной заинтересованности в осуществлении контроля, которая возникает в том случае, когда результаты контроля непосредственно связанные с оценкой деятельности данного работника, коллектива и с их стимулирования.

Для объективной оценки отклонений, выявленных в процессе контроля, необходимо обеспечить организацию системы пер виновного и сводного учета, приспособить его к потребностям контроля, интегрировать данные учета и анализа в единых реестрах. Этим требованиям соответствуют нормативно-чековая форма оперативного контроля производственных затрат, нормативный учет, системы учета, применяемые в зарубежных странах. Кроме того, следует эффективнее использовать контрольные механизмы первичных документов и учетных регистров, систематически сопоставляя данные взаимосвязанных документов (кассовый ордер и выписка банка, путевой лист и товарно-транспортная накладная и т. д.). Важное значение в обеспечении внутреннего контроля за сохранностью материальных ценностей имеет правильно организованная их инвентаризация.

На современном этапе повышение роли внутреннего контроля требует поиска эффективных путей его совершенствования, роста уровня квалификации руководителей и специалистов. Изучение опыта стран с развитой рыночной экономикой в ​​настоящее время приобретает особо актуальное значение. Реорганизация старых структур экономического контроля и создание Новра должны основываться на лучших образцах и проверенном опыте цивилизованного общества. Такой подход распространен во всем мире. Да. для обобщения достижения мировой теории и практики экономического контроля и обмена опытом в 1953 создана международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ). В ее состав входят 130 государств мира. Через каждые три года проводят конгресс ИНТОСАИ. выдают специальный журнал, проводят семинары, конференции, осуществляют обмен стажерами.

В составе совета Международной федерации бухгалтеров создан Комитет международной аудиторской практике (КМАП), который занимается разработкой и выпуском международных стандартов аудита. Создание международных организаций по контролю свидетельствует об актуальности данной проблемы в мировом масштабе.

Во многих зарубежных странах действует государственный и независимый от государства финансовый контроль & mdash; аудит. При этом система государственного контроля функционирует на парламентском и правительственном уровнях с сохранением приоритета парламентского контроля. Так, в США последний возложено на Главное контрольное управление Конгресса во главе с генеральным контролером, в Англии & mdash; на Национальную ревизионную совет во главе с главным ревизором, в Канаде & mdash; на генерального контролера, Японии & mdash; на Контрольно-ревизионное управление, в ФРГ, Франции, Венгрии & mdash; на Счетные палаты и др. Кроме парламентского контроля, действуют правительственные контрольно-ревизионные системы: в США & mdash; Административно-бюджетное управление при Президенте и системы инспекторских служб в федеральных ведомствах; в Японии & mdash; Управление административного контроля при канцелярии премьер-министра и т. д.

Государственный контроль в этих странах направлен на соблюдение законности использования средств, предназначенных для осуществления государственных программ в области науки и техники, энергетики, космоса., охраны окружающей среды, транспорта, на содержание армии, таможни, полиции, а также государственных органов управления & mdash; министерств, ведомств, управлений. Кроме того, государственные контрольно-ревизионные органы проверяют производственно-финансовую деятельность частных фирм, которые выполняют государственные заказы.

В частных фирмах, акционерных компаниях, корпорациях контроль осуществляют аудиторские фирмы (аудиторы) на платной основе, численность персонала которых может быть от одного до нескольких тысяч человек. В Англии тысячи аудиторских фирм, но шесть из них проводят аудит на более 80% из 1 000 основных (ведущих) предприятий страны. Индивидуальные лица, занимающиеся аудиторской деятельностью, объединяются в профессиональные организации. В Англии аудиторами называют любых специалистов в области контрольной деятельности, а не только независимый от государственных органов контроль на платной основе. Во Франции независимые аудиторы, работающие на коммерческой основе, называются комиссарами по счетам. Профессиональная организация & mdash; Национальная компания ревизоров насчитывает до 10 тыс, чел. Рядом с ней действует ЗО региональных (провинциальных) компаний, которые наделены достаточно широкими правами. Национальная компания ревизоров основана при Минюсте Франции.

Кроме того, действует внутрихозяйственный (внутренне фирменный) контроль, внутренний аудит. Последний является неотъемлемой частью системы управленческого контроля. Верхнее звено руководства не занимается контролем повседневной деятельности предприятий, а потому нуждается в такой информации, собираемой на низших уровнях или с целью подтверждения достоверности отчетности менеджеров низшего уровня. В крупных транснациональных корпорациях США создают специальные отделы аудита, которые отвечают за формирование, координацию и выполнение планов по внутреннему аудиту в компаниях. Аудит осуществляют сотрудники как общего отдела, так и отдельных отделов аудита, филиалы которых сосредоточены во многих странах мира.

В Японии внутренние аудиторы вместе с менеджерами по финансам осуществляют ряд функций контроллинга, главная задача которого & mdash; разработка управленческих решений, направленных на поддержание стабильного финансового состояния и проведения контроля за их реализацией. Задачи и функции внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от потребностей компании: оценка достоверности информации; проверка соблюдения конкретных процедур, норм или правил деятельности; контроль за работой отдельных должностных и материально ответственных лиц; за сохранностью и рациональным использованием средств и имущества и др. Кроме ревизии достоверности учета и реальности хозяйственных операций, внутренние аудиторы проверяют соблюдение административного порядка выполнения директив и приказов, проводят инвентаризации, анализ информации с целью разработки мероприятий по совершенствованию организационной структуры компании, выявление резервов для повышения эффективности использования капитала и др. Службы контроля пронизывают всю деятельность предприятия & mdash; от производственной бригады (участка), цеха к предприятию в целом. При этом все отделы и цеха предприятия разделены на центры затрат и сферы ответственности за понесенные расходы. Внутренний аудитор составляет общий план контроля за хозяйственными операциями, который включает: прогноз продаж (спроса и предложений), сметы расходов, стандартизацию нормативов расходов, прогноз прибыли, программы капитальных вложений и формирования источников финансирования, контроль за деятельностью цехов и подразделений, сравнение фактических затрат с нормативными и тому подобное. Он докладывает руководству о результатах деятельности подразделений и причины упущений в работе; ведает всеми вопросами фискального характера; бывает присутствовать на заседаниях совета директоров (если даже не входит в ее состав), дает руководителям предприятия необходимые консультации по повышению эффективности производства; наблюдает за развитием производственных, социальных, экономических и политических тенденций; анализирует их влияние на хозяйственную деятельность предприятий; оперативно сообщает о его результатах руководству компании; следит за сохранностью имущества; проводит экспертную оценку управленческих функций фирмы, компании и др. Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и в частном секторе.

Высокая экономическая эффективность зарубежного контроля объясняется прежде всего его независимостью, гласностью. Так, во Франции годовые доклады Счетной палаты Президенту Парламента публикуют в официальном журнале вместе с ответами заинтересованных министерств. Они широко обсуждаются в прессе, что побуждает органы государственной власти исправлять ошибки, выявленные Счетной палатой. Аналогично поставлена ​​эта работа в Англии, Финляндии и других странах.

Изучение и анализ зарубежного опыта помогут в решении проблем по организации и методики проведения экономического контроля в Украине.