экономической и финансовой сферах, которая требует принятия срочных мер по увеличению поступлений в бюджет; субъективные — принятие по-ошибочно решений по вопросам налогового законодательства, обусловлено недостаточной компетентностью, незнанием закономерностей налогообложения, а также отсутствие научно обоснованной системы налогообложения и введения законодательных норм, заимствованных из западного налогового права, не соответствуют нашим условиям и часто требуют существенной корректировки [185, с. 16]. Налоговые законы часто принимаются поспешно, без должного экономического обоснования и расчетов. Незрелость и несовершенство по-налогового законодательства, обусловленные его становлением, также требуют частого внесения коррективов и дополнений.
Громоздкость (более 1 030 нормативно-правовых актов [64, с. 123]) и разнообразие налогового законодательства: законы, указы Президента, декреты и постановления Кабинета Министров Украины, многочисленные положения, инструкции, лис-ты, разъяснения и т. д. — обусловливают несогласованность и противоречивость отдельных налоговых документов.
Нестабильность налоговой системы как по видам налогов, базой налогообложения, налоговым ставкам, так и по методам исчисления налогов, срокам их уплаты, а также громоздкость налогового законодательства негативно влияют на деятельность субъектов хозяйствования. С одной стороны, они не позволяют достоверно планировать основные финансовые показатели (выручка, прибыль), а с другой — приводят к большим штрафных, часто не совсем обоснованных, санкций. Ведь если норма налогового закона допускает двусмысленности и разночтении, то налоговик и предприниматель всегда будут толковать ее по-разному.
интернет аптека

так, как это выгодно каждому из них. А ошибки налоговиков нередко наносят предпринимательским структурам большие убытки и даже приводят к банкротству. Несовершенство налоговой системы! влияет на поведение предпринимателей, заставляет их отказываться от И легальных методов хозяйствования, уклоняться от уплаты налогов.
Недостатком современной системы налогообложения также огромные количество налоговых льгот, что приводит к нарушению принципа нейтральности налогообложения и, что самое важное, его справедливости. Только в 2000г. Через налоговые льготы в бюджет не поступило 30 млрд. Грн., Или 46,5% суммы возможных поступлений. Отношение льгот к сумме фактических / их налоговых поступлений составило 1: 1,35 [63]. По состоянию на 1 июля 2000 в Украине было зарегистрировано 749 535 налогоплательщиков, из которых 105 632 плательщики, или 14,1 процента, пользовались налоговыми льготами [64, с.62]. Не лучше была ситуация и в 2001 p., Когда общая сумма налоговых льгот по всем видам по-превысила 36 млрд. Грн., Повлекло прямые потери бюджета в сумме более чем 21 млрд. Грн. эти потери относительно утвержденного бюджета составили 51%, а по сводного — почти 41%. С указанной суммы не имеют достаточного обоснования более 30% льгот, составляет 6300000000. Грн. [154]. Основным недостатком действующей практики предоставления льгот является отсутствие эк-спертних оценок масштабов перераспределения финансовых ресурсов, экономических и социальных последствий этого перераспределения. Чрезмерное количество налоговых льгот предопределяет невозможность снижения налоговой нагрузки в целом, создает неодинаковые условия для хозяйствования, снижает конкурентоспособность товаропроизводителей, чер-ет кризисные явления в экономике.
Другими недостатками налоговой системы является [31; 44; 55; 114; 194; 201]:
o отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений, прежде всего, для налогоплательщиков;
o отсутствие в налоговой системе налогов на имущество или недвижимость (собственность), которые в условиях рыночной экономики является важным ее регулятором и стабильным источником доходов бюджетов разного уровня;
o налоговая система не стимулирует предпринимательские структуры накапливать финансовый капитал и инвестировать его в основные и оборотные активы;
o несовершенство системы местных налогов и сборов, которые практически не выполняют ни фискальной (доля местных налогов и сборов в доходной части абсолютного большинства сельских и поселковых бюджетов: не достигает даже 1%), ни экономической функции;
o отсутствие четкого разграничения налогов, перечисляемых в местные и государственный бюджеты.
Налоги влияют на платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия, формирования его финансовых ресурсов и инвестиционной деятельности, конкурентоспособность продукции и в целом на поведение предпринимателей по любой деятельности — операционной, инвестиционной или финан-совой. Уровень этого влияния зависит от системы налогообложения — самых налогов, уровня их фискальности, методов их взимания, стабильности и совершенства всей системы.
зависимости от места налогов в цене (элементов цены, на которые относят или с которых платят налоги) их разделяют на три группы (см. рис. 1.3):
1. Налоги, которые относятся на издержки производства и реализации (включают в себестоимость продукции работ и услуг) — страховые взносы на обязательное государственное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование (в том числе и на случай безработицы), на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые обусловили утрату трудоспособности, государственная пошлина, сборы за специальное использование природных ресурсов и другие; плата за землю, рентные платежи, налог с владельцев транспортных средств, налог на имущество (недвижимость).
2. Налоги, которые платят с прибыли, — налог на прибыль предприятий.
3. Акцизы — налоги, которые включают в цену реализации более отпускную цену производителя — налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, ввозная (импортная) пошлина.
от суммарной величины налогов, которые платит предприятие за определенный календарный период, зависит, во-первых, чистая прибыль предприятия и, во-вторых, его потребность в оборотных средствах для обслуживания процесса вы-производства и реализации.
Налоговая система в значительной мере определяет платежеспособность предприятия — с одной стороны, правильное построение этой системы, ее адекватность финансовому состоянию большинства налогоплательщиков способны хотя бы не увеличивать их задолженность перед бюджетом; с другой — применение к предприятиям с неустойчивым финансовым положением норм налогового законодательства, особенно тех, которые регламентируют штрафные санкции за недоимки и просрочки платежей, может очень быстро привести к их банкротство [191, с. 183]. Однако неплатежеспособность многих украинских предприятий обусловлена ​​не налоговой системой. Ставки основных налогов в Украине не превышают аналогичных ставок в других государствах, а для отдельных налогов является ниже. Тяжелое финансовое положение украинских предприятий объясняется
Рис. 1.3. Место налогов в цене продукции, работ, услуг (налоги, сборы, обязательные платежи налогового характера);
(ПМО — прямые материальные расходы; ПВОП — прямые расходы на оплату труда; ИПВ — другие прямые расходы; ОС — общепроизводственные расходы; С — себестоимость продукции (работ, услуг); П — прибыль, А — акцизы; Цв ~ цена производителя; Цр — цена реализации).
обвальной потерей ими собственных оборотных средств, особенно за инфляционных процессов 90-х годов. Действующий порядок налогообложения несовершенен из-за того, что не учитывает реальные возможности предприятий, которые не способны платить в бюджет те суммы, которые предусматривает налоговое законодательство. Стоит вспомнить хотя бы 37 процентов начислений на фонд оплаты труда, величина которых совершенно неприемлема с точки зрения уровня затрат на производство. Особенно чувствительными к такой системе налогообложения являются малые формы предпринимательства.
Автор работы [195] справедливо отмечает, что практика авансовой уплаты налогов, которая применялась в отдельные периоды в механизме взимания НДС, а сейчас используется при расчетах налога на