Украина сегодня является неотъемлемой составляющей мирового экономического сообщества i постепенно приобретает все большее значение как деловой и политический партнер. Хотя национальные особенности построения учетной системы и осуществления финансового контроля существуют, однако интеграционные экономические процессы вызывают потребность в гармонизации национальных учетных систем и аудиторских процессов в международном и европейском масштабах.

Одним из инструментов, который помогает развивать экономические отношения, в том числе международные, является аудит, поскольку он обеспечивает доверие к проверенной финансовой информации для пользователей разных уровней (международного, государственного, правительственного, предприятия).

Существенное влияние на процессы глобализации имеют новейшие информационные и телекоммуникационные технологии, которые превратились из элементов инфраструктуры прошлых лет в универсальное средство экономического, культурного, научного развития. Такой новой модели мировой экономики М. Уголовной дал свое название & mdash; новая глобальная информационная экономика. Не лишена ее влияния в мировом масштабе и аудиторская деятельность.


Трансфер Иваново

Украина должна сделать свой выбор и принять активное участие в современных процессах глобализации, разработать систему соответствующих законодательных актов (в том числе по аудиту), осуществить необходимую структурную перестройку, ряд организационных мероприятий, учитывая современные тенденции международного экономического развития. Однако не следует слепо копировать зарубежный опыт без осознания национальных интересов и традиций. Один из выдающихся политиков В. Черчилль в свое время отметил, что в Великобритании нет ни друзей, ни врагов. У нее есть только национальные интересы. Решая вопрос интеграции и гармонизации аудита в Украине, следует, прежде всего, следовать этому принципу. Такой подход не противоречит процессам глобализации и интернационализации. Политику суверенного государства определяет множество детерминант, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, культурное наследие, соотношение государственных основ i демократии и тому подобное. Все они, аккумулируясь во внешней политике государства, являются составляющими концепции национального интереса i должны служить для самосохранения нации и государства. Это следует обязательно принимать во внимание, решая проблемы интеграции и гармонизации аудита.

Изучение специальной литературы по гармонизации систем бухгалтерского учета i его стандартизации позволило констатировать, что ученые достаточно часто смешивают такие понятия, как «интеграция», «интернационализация», «стандартизация», «гармонизация», «унификация» . С целью систематизации дальнейшего исследования предоставляем ниже толкования указанных сроков:

интеграция (лат.) & Mdash; создания комбинации чего-либо в единое целое;

интернационализация (лат.) & mdash; признание чего-либо интернациональным, международным, свободным для использования всех народов (государств);

стандартизация (лат.) & mdash; установление единых норм i требований на готовую продукцию, полуфабрикаты, сырье, материалы; введение единых типовых форм организации, осуществления чего-либо;

унификация (лат.) & mdash; сведения чего-либо к единой форме, системы единых нормативов;

гармонизация (лат.) & mdash; согласованное отношение частей целого; согласованность, соответствие.

подчиненность и взаимосвязь этих понятий в контексте аудита показано на рисунке. Всеобъемлющим, масштабным является термин «интернационализация аудита», под которым следует понимать создание и признание международных принципов аудита, норм i стандартов, деятельность международных аудиторских компаний, международных требований к профессии аудитора (в том числе к образованию и этики), создание i функционирования международных аудиторских профессиональных организаций. Детализацией i развитием интернационализации аудита является его «интеграция» и «гармонизация».

Интеграция аудита имеет несколько основных аспектов, а именно: интеграция видов аудита (внешнего, внутреннего, операционного, экологического, предоставление аудиторских услуг) и их дальнейшее развитие во взаимосвязи и единства; интеграция национальных методологий аудита; интеграционные процессы по созданию единых межнациональных нормативных документов; создание i деятельность международных аудиторских компаний и их объединения (поглощения) с национальными аудиторскими фирмами.

Предлагаем выделять следующие этапы интеграции аудита

исследования различных национальных методологий аудита;

определение принципиальных совместных сторон и разногласий между видами аудита и методике i организацией их осуществления;

сравнение и анализ существующих методов i приемов аудита;

разработка концепции сближения национальных теории и практики аудита различных государств, регионов;

разработка международных нормативных документов;

постепенная апробация, корректировка и внедрение разработанной концепции и нормативных документов (на уровне государств, регионов, международных и национальных аудиторских фирм).

Во гармонизацией аудита понимают приведение в соответствие, согласованности государственных стандартов аудита (как профессии, его методологии, организации, законодательные акты) с требованиями и законодательными (нормативными) актами высшего уровня (международными, европейскими, региональными и т. д.) .

Целесообразно выделять три основных уровня гармонизации аудита : международный; региональный (на уровне Европейского Союза (ЕС) или стран СНГ); государственный (национальный).

Международный уровень гармонизации характеризуется деятельностью международных, интернациональных профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций, направленной на выработку единых рекомендаций в сфере аудиторской деятельности и путей приведения в соответствие национальных i международных требований по аудиту. К таким организациям относятся: Международная федерация бухгалтеров и Совет по международной практике аудита, которая входит в нее; Организация Объединенных Наций и в ее составе Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (обобщает требования по степени аналитичности и состав финансовой отчетности мультинациональных корпораций и ее аудиторской проверки, ведения учета на совместных предприятиях, отражение в отчетах влияния социально-экономических факторов ) Организация экономического сотрудничества и развития (объединяет правительства 24 стран, в большинстве & mdash; индустриально развитых) имеет целью содействовать экономическому развитию стран & mdash; членов этой организации путем предоставления консультативной помощи по широкому спектру проблем, в том числе в сфере аудита. Процесс международной гармонизации аудита начался в 70-х годах ХХ века, когда было создано большинство из указанных организаций. Все решения и документы, разработанные этими организациями, носят рекомендательный характер.

Региональный уровень характеризуется гармонизацией различных аспектов аудита на уровне определенного географического региона. Для Украины актуальным стало выделение двух основных регионов: Европейский Союз и страны СНГ.

Это объясняется тем, что логика развития Украины в конце 90-х годов и перспективы на ближайшие десятилетия XXI века. подсказывают ей необходимость балансирования в отношениях с Западом, где она вплотную граничит с ЕС, i на Востоке & mdash; с Россией и другими странами СНГ. Наше государство может быть признано равноправным членом ЕС и международное экономическое сообщество, а это одно из приоритетных экономических i политических задач, & mdash; только в случае признания и соблюдения общепринятых норм i правил, в том числе в области аудита.

В 1957 г... с подписанием Римского договора создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Согласно Римским договором предусматривается свободное передвижение товаров, людей, услуг и капитала в пределах ЕС. А это значит, что свободно могут передвигаться, работать в любой стране сообщества i представители аудиторской профессии. С целью выполнения этих условий Европейская федерация бухгалтеров считает нужным обеспечить:

свободу передвижения i основания своих филиалов зарубежными бухгалтерскими i аудиторскими фирмами в стране & mdash; члене ЕС;

свободу передвижения профессионалов из одной страны для основания бухгалтерских или аудиторских фирм в другой стране;

свободу передвижения профессионалов для предоставления услуг в другой стране без предварительного создания бухгалтерской или аудиторской фирмы;

свободу предоставления услуг бухгалтерскими и аудиторскими фирмами за пределами своей страны.

Изучение практического опыта работы западноевропейских аудиторов подтверждает, что эти рекомендации Европейской федерации бухгалтеров полностью воплощаются в жизнь в странах & mdash; членах ЕС. Например, аудиторы Франции могут свободно заниматься аудиторской практикой в ​​Великобритании, Германии, Швеции, Италии и других странах, i наоборот. Однако следует четко придерживаться установленных требований по квалификации, образования, практического опыта, порядка получения квалификационного сертификата аудитора. Только при этих условиях происходит признание диплома (сертификата) аудитора одной страны в другом государстве.

. В 1993 г. ЕС заявил, что будет расширяться на восток за счет стран Центральной и Восточной Европы. Украина имеет все шансы войти в список кандидатов i в будущем & mdash; членов ЕС. Итак, Украине следует тщательно подготовить правовое поле, в частности в сфере аудита, которое бы обеспечило реализацию Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной i Европейским Сообществом и их государствами-членами, ратифицированной Законом N 237/94-ВР (Соглашение было подписано 14.06.94 г. . в Люксембурге, вступило в силу 01.03.98 г.).

ЕС выпустил ряд директив в сфере бухгалтерского учета i аудита (N 4 & mdash; о бухгалтерских отчетах компаний i их аудиторскую проверку, N 7 & mdash; о консолидированной финансовой отчетности i ее аудит N 8 & mdash; об аудите и требования к аудиторам). Страны & mdash; члены ЕС после принятия Директивы должны в установленные сроки (3 & mdash; 8 лет) привести свое законодательство в соответствие с их требованиями.