Современная система акцизного налогообложения табачных изделий в государствах — членах Европейского Союза сформировалась в период перехода к образованию Европейского Союза на основе единого внутреннего рынка.

В Украине сложилась очень опасная ситуация в отношении табакокурения. Распространенность курения среди мужчин в Украине является самой высокой в ​​Европейском регионе ВОЗ, это 67%. Распространенность курения среди женщин в последние годы стремительно растет, достигнув в 2005 году уровня 20%, что является самым высоким показателем в странах СНГ. Общее количество связанных с табаком смертей в Украине составляет почти 100 000, или 13% от общей смертности, причем 70% связанных с табаком смертей происходит в возрасте 35 — 69 лет, и человек, который умирает от курения в таком возрасте, в среднем теряет 19 лет жизни. Кроме потери человеческих жизней, табакокурения наносит существенный экономический ущерб из-за уменьшения трудоспособности, пожара, расходы на лечение и тому подобное. Общий баланс внешней торговли табаком и табачными изделиями в Украине являются отрицательными, из-за чего в течение последних двенадцати лет (1996—2007) Украина потеряла почти 2 миллиарда долларов.

Международный опыт свидетельствует, что одним из самых эффективных инструментов снижения уровня табакокурения является повышение налогов и цен на табачные изделия. По данным недавнего отчета ВОЗ, 70% увеличение цен на табачные изделия в мире способно предупредить одну четверть из табачных смертей.

В Украине рост доходов государственного бюджета традиционно рассматривается как главная, если не единственная цель политики налогообложения. Однако существуют три другие серьезные проблемы политики налогообложения табачных устанавливается требованиями Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака и действующего национального законодательства; 2) провозглашения интеграции в ЕС, требует выполнения директив ЕС по налогообложению табачных изделий, а также уменьшение стимулов для контрабанды сигарет в страны ЕС; 3) координация налогообложения с соседними странами, которые не входят в ЕС (Россия, Молдова и Беларусь).

Украина ратифицировала Рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака в 2006 году. Согласно статье 6 РКБТ Украина должна внедрять мероприятия, включающие осуществления налоговой ценовой политики в отношении табачных изделий для того, чтобы способствовать достижению целей здравоохранения, которые предусматривают сокращение потребления табака. Последнего можно достичь методами налогообложения, только если полученное в результате повышения цен на табачные изделия будет превышать уровня инфляции. Фактически с 1999 года все повышения ставки акциза на табачные изделия в Украине не превышали уровень инфляции. Согласно Закону Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» Кабинет Министров Украины должен разрабатывать предложения по совершенствованию налоговой и финансовой политики в сфере противодействия распространенности курения табачных изделий или другого способа их употребления и уменьшения их вредного влияния на здоровье населения. К сожалению, со времени принятия этого Закона такие предложения не было разработано.

Политика в отношении налогообложения табачных изделий в Европейском Союзе установлена ​​Директивами ЕС 92/79, 95/59 и 2002/10. Согласно этим Директив, каждое государство — член ЕС ввести общую минимальную ставку акцизного налога, чей уровень должен составлять не менее 57% розничной цены (включая все налоги) или 70% (вместе с НДС).

В 2008 году уровень акцизного налога в максимальной розничной цене сигарет составлял в Украине от 13 до 34%, что в 2-4 раза меньше, чем в ЕС.

Размер акцизного налога для сигарет средней цены (2,5 гривны за пачку) составляет всего 0,064 евро за пачку, тогда как в ЕС минимальная величина равна 1,28 евро за пачку, то есть чтобы достичь уровня ЕС, ставку акциза в Украине нужно повысить в 20 раз.

Для стран, которые присоединились к ЕС в мае 2004 года, разрешено постепенно подойти к выполнению требований вышеупомянутых Директив, но этот процесс они должны завершить до 31 декабря 2009 года. По состоянию на 1 июля 2007 года в новых странах ЕС доля акциза в розничной цене сигарет превышала 50%, но Латвия, Эстония, Литва и Румыния еще не преодолели установленный уровень в 57%. Существенно повысилось налоговую нагрузку и в денежной форме, и по состоянию на 1 июля 2007 года акциз на 1000 сигарет составил от 26 евро в Латвии до 58 евро в Чехии. Темпы роста налоговой нагрузки были достаточно существенными. В Украине за этот же период налоговая нагрузка на 1000 сигарет с фильтром возросла только на 0,28 евро, или на 11%, что намного меньше уровня инфляции. Налоговая нагрузка на сигареты без фильтра фактически не изменилось.

Процесс повышения налогов продолжается. С 1 января 2008 года в Словакии акцизный налог вырос на 12 евро, в Чехии — на 17%, Эстонии — 5,4 евро, в Болгарии — на 34%, Польше — на 23%, в Латвии — на 11евро.

Минимальный акцизный сбор в России в 2008 году для 1000 сигарет с фильтром составляет 142 рубля (28 гривен), а в Украине — 18 гривен. Итак, минимальная налоговая ставка на пачку выше в России на 0,2 гривны. Акцизный налог на пачку сигарет с фильтром средней цены (4 гривны = 12 рублей) в России больше на 0,14 гривен за пачку. С учетом того, что в России НДС составляет 18%, а в Украине — 20%, налоговая нагрузка на пачку в Украине на 0,11 гривен ниже. Ситуация с сигаретами без фильтра аналогична. Такие различия ставок налога и цен на сигареты является стимулами для контрабанды Украинские сигарет в России.

В Белоруссии ставки акциза на сигареты составляют от 51 до 159 белорусских рублей на пачку из 20 сигарет соответствует 0,12 — 0,37 гривны. В Украине ставки колеблются от 0,16 до 0,90 гривен, так что стимулы для контрабанды невелики.

В Молдове с 2008 года ставка акциза составляет 6 лей (2,6 гривны) на 1000 сигарет плюс 3% максимальной розничной цены. Это меньше, чем в Украине, поэтому контрабанда имеет место.

Долгое время самыми популярными аргументами против роста акцизного налога на табак в Украине была угроза контрабанды сигарет из России и Молдовы. Однако в настоящее время основной проблемой является не контрабанда сигарет в Украину, а с Украины.

Огромная контрабанда сигарет из Украины вместе с приростом потребления сигарет в Украине были главными причинами того, что производство сигарет в Украине в 2000—2005 годах увеличилось вдвое.

Принятые в Украине в конце 2007 года изменения ставок акциза на сигареты не дают ответа ни на одну из главных причин налогообложения табачных изделий: политика налогообложения не способствует достижению целей здравоохранения, которые предусматривают сокращение потребления табака; процесс гармонизации ставок акциза с ЕС заторможен; цены на сигареты в России остаются более высокими, чем в Украине.

Нынешние ставки акцизного сбора на табачные изделия в Украине должны быть повышены, а затем ежегодно повышаться на величину, превышающую уровень инфляции. Новая система налогообложения должна способствовать процессу уменьшения распространенности курения и установить ставки, не менее, чем в России. Все это обеспечит существенный рост доходов государственного бюджета. В качестве первого шага Украина должна повысить ставки акциза таким образом, чтобы они превышали уровень ставок налога в России. В качестве второго шага Украина имеет повышать ставки акциза ежегодно, чтобы выполнить условия Директив ЕС. Для определения оптимальной ставки акциза необходимо учесть: цели общественного здоровья; доходы государственного бюджета и предупреждения контрабанды сигарет.

Литература:

  1. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака.// Официальный вестник Украины от 12.04.2006 -2006г. №13

  2. сдерживания эпидемии. Правительства и экономическая подоплека борьбы против табака. Публикация Европейского регионального бюро Всемирной организации здавоохранения для Всемирного банка. 2000.