Реферат на тему:
Налоговая система Республики Таджикистан
Налоговая система Республики Таджикистан (РТ ) построена в соответствии с Налогового кодекса (НК РТ), который был принят и введен в действие с 1 января 1999 года. Этот законодательный документ регламентирует все общие положения налоговой системы, утверждает перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения, начисления, взимания и отмены, весь комплекс взаимодействий государства и налогоплательщиков. Его введение позволило осуществить систему мер и пересмотреть всю систему налогообложения в стране. ПК РТ стал единственным законодательным документом, регулирующим все налоговые вопросы — от взаимоотношений налоговых органов и плательщиков в порядке расчета и уплаты всех налогов.
ПК РТ устанавливаются четкая систематизация всех налогов, жесткая система введения, отмен налогов, ставки по всем налогам
и льготы. Порядок налогообложения состоит из определения налогоплательщика, налоговой базы, ставок, льгот и т.
гражданство Антигуа за инвестиции

По местным налогам, согласно действующей Конституции и ПК РТ, определяются единые для всех органов местного самоуправления принципы налогообложения, то есть обеспечивается единый налоговый порядок. Кроме того, ПК РТ отменил значительное количество подзаконных актов и разрешений, сделал упрощения законодательной базы.
Налоговый кодекс регламентировал процедуру проведения проверок, применения различных вариантов штрафных санкций, если налогоплательщик не выполняет свои обязательства, уменьшил действующие ранее жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, а также более четко сформулировал состав налоговых нарушений. Была также изменена система взимания налоговых платежей. Сначала налоговая инспекция предъявляет требования об уплате, а затем в законодательном порядке к нарушителю налогового законодательства применяются финансовые и штрафные санкции.
ПК РТ определяет порядок применения штрафных санкций к нарушителям. Если плательщик не платит налоговые платежи, в том числе и текущие, в установленный законодательством срок, то он должен уплатить проценты от этой суммы. В случае уплаты большей суммы налога начисленные проценты подлежат возврату плательщику за период с даты поступления заявления на возврат налога. Возвращение лишних средств, уплаченных плательщиком самостоятельно, если налоговый орган не придерживался срока возврата, осуществляется с процентами исходя из каждого текущего квартала в виде среднеарифметических ставок кредитов кредитных аукционов. ПК РТ предусматриваются штрафные санкции и к банкам, которые задерживают списание средств в бюджет. Кроме того, средства, которые нужно было перечислить предприятию, могут быть зачислены в виде уплаты налога в будущем периоде.
Принятие Налогового кодекса обеспечило гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений четко знает и может планировать и координировать свои действия. ПК РТ уменьшил количество налогов и сборов с 40 до 17, из которых 14 имеют республиканское значение. Введение новых налогов возможно только при внесении изменений в действующий кодекс. Он также сделал введения личных налоговых режимов и упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.
С 1 января 1999 года в ПК РТ введено положение об обязательном декларировании доходов физических и юридических лиц. За несвоевременное предоставление налоговой декларации по плательщика взимается штраф в размере 5% суммы налога к уплате за отчетный период за каждый месяц, за который не предоставлена ​​декларация, но не более 25% общей суммы налога. Часть штрафа, которая взимается, не может превышать 250 необлагаемых минимумов за первый месяц, за который не была предоставлена ​​декларация. В любом случае сумма штрафа не может быть менее:
o 25 необлагаемых подоходным налогом минимумов доходов граждан;
o 100% размера налога, который должен быть указан в декларации. При этом сумма недоплаты определяется как разница между суммой налога, которая должна быть указана в декларации, и суммой, уплаченной к установленному сроку платежа.
Налоги РТ делятся на две группы. К первой относятся общегосударственные налоги и сборы, которые являются основным источником формирования доходной части бюджета государства:
o подоходный налог с физических лиц, ставка которого прогрессивный характер и находится в пределах от 10 до 30%;
o налог на прибыль юридических лиц. Ставка установлена ​​в размере 30%;
o налог на добавленную стоимость — ставка 20%;
o акцизы. Размер ставки зависит от вида товара;
o социальные взносы. их общая сумма составляет 20-25%;
o земельный налог;
o налог с недропользователей;
o налог на имущество предприятий;
o налог с владельцев транспортных средств. Размер ставки зависит от мощности двигателя;
o налог с пользователей автомобильных дорог. Ставка установлена ​​в размере 2%;
o налог, который платят субъекты малого бизнеса и частные предприниматели по упрощенной схеме налогообложения. Ставка составляет 5%;
o налог с продаж хлопка — 23% и алюминия — 4%;
o пошлина и другие таможенные платежи. Ставки устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом РТ;
o государственная пошлина. Ставка составляет 15-30% цены иска.
Вторая группа налогов и обязательных платежей — это местные налоговые платежи, то есть те, которые уплачиваются в бюджеты областей, городов, районов, поселков. К ним относятся:
o налог с розничных продаж. Ставка установлена ​​в размере 5%;
o налог на недвижимость физических лиц. Ставка составляет 1%;
o налог на содержание общественного пассажирского транспорта — ставка около 2%.
Специфика налоговой системы РТ заключается в особенностях взыскания каждого налога.
Налог на прибыль юридических лиц. Субъектом налогообложения выступают предприятия и организации — как резиденты, так и нерезиденты. Основная ставка налогообложения — ЗО%. Предусматриваются пониженные ставки, по которым налог взимается с доходов юридических лиц-нерезидентов, не имеющих постоянного представительства на территории РТ. По ставке 12% взимается налог с доходов, полученных в виде процентов и дивидендов; по ставке 4% — с доходов от страховых платежей, а также от предоставления услуг связи и перевозок; по ставке 6% — с доходов от фрахта; по ставке 20% — с доходов в виде роялти. Прибыль до налогообложения определяется как разница между валовыми доходами и вычетами. Особенностью порядок налогообложения доходов предприятий-нерезидентов. Налоговым кодексом РТ вводится термин «постоянное представительство». Это зарегистрировано представительство иностранного предприятия, которое не является отдельным юридическим лицом. Оно должно иметь постоянный, предпринимательский характер деятельности, а также осуществлять деятельность на территории только одного из государств, которые договариваются. Так, прибыль, полученная через представительство в РТ, облагается налогом в общем порядке, а прибыль, не связанный с постоянным представительством, — без осуществления отчисления. Поэтому от того, есть постоянное представительство или его нет, зависит размер уплаты налога.
К предприятиям постийногопредставництва не относится деятельность, связанная с использованием сооружений исключительно для целей научных исследований, хранения, рекламы, демонстрации и поставки товаров, осуществления подготовительной и вспомогательной деятельности. Кодексом определен порядок, когда иностранное юридическое лицо, действующее через постоянное представительство, рассматривается как компания РТ и налогоплательщик, но налог он платит только с прибыли, полученной от деятельности на территории РТ. В общем при налогообложении не учитывается прибыль иностранного юридического