Реферат на тему:

< b> Влияние налогового давления на население и национальную налоговую квоту по 2003 — 2005 гг.

В течение последних пятнадцати лет в Украине происходит становление рыночных основ национальной экономики, основными чертами которой должны стать конкурентоспособность, демократизация, прозрачность и прогнозируемость экономических процессов. [3, 14] Сегодня уже, наверное, ни у кого не вызывает сомнений существование зависимости между уровнем эффективности налоговой политики, объемам теневой экономики и состоянием социальной защиты населения. К сожалению, имеющиеся масштабы тенизации экономической сферы свидетельствуют не в пользу существующей модели налогообложения. В своем современном виде она никоим образом не способствует экономическому росту, не стимулирует его, не работает на укрепление социальной составляющей государственной политики. Объемы теневого сектора экономики и масштабы уклонения от уплаты налогов приобрели в Украине угрожающий характер. [1; 75]

Налоговая квота — это часть налога в доходе плательщика, поэтому когда растут ставки налогов, увеличивается их доля в доходах, тем самым увеличивая налоговую нагрузку. Она может быть определена в абсолютном размере и в относительном выражении. Налоговая нагрузка прямо пропорциональна налоговой квоте. Значение налоговой квоты состоит в том, что она характеризует уровень налогообложения. В 2003 году действовала шкала налогообложения, согласно которой удерживался подоходный налог с граждан, согласно нормам Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.1992 года № 13-92. Она предусматривает определение налоговых обязательств для каждого месяца в течение года. 22 мая 2003 Верховная Рада Украины наконец приняла принципиально новый в системе налогообложения закон, который серьезно дифференцировал правила налогообложения физических лиц в зависимости от вида дохода.
электрик

С 1 января 2004 законодательный пространство нашего государства руководствуется новым правилам налогообложения доходов физических лиц. Именно с этой даты на смену Декрета Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.1992 года № 13-92 пришел закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 года № 889-IV (далее по тексту — Закон). Главной целью принятой современной системы законодательства по вопросам налогообложения доходов физических лиц является существенное снижение налогового давления из-за уменьшения ставки налога и расширение базы налогообложения. Ожидаемое и приятное в Законе — установление единой ставки налога на доходы физических лиц. С 01.01.2004 года по 31.12.2006 года она составит 13%, а с 01.01.2007 года — 15%. [1; 13] Однако отдельные виды специфических доходов облагаться по своим ставкам. Снижение ставки не могло не сказаться на размере уплачиваемого налога, поэтому законодатели значительно расширили перечень доходов, которые будут облагаться налогом, чтобы расширить базу налогообложения. В результате многие доходов с необлагаемых (полностью или частично) превратились в налогооблагаемые. Наряду со снижением ставки налога до 13 (15)% увеличиваются месячный необлагаемый минимум (17грн.), Который заменяется социальной льготой в размере минимальной заработной платы, что значительно повышает реальные денежные доходы населения и способствует улучшению благосостояния среднестатистического украинского. [1; 11] Зарплату, которая облагалась ранее действующей прогрессивной шкале с верхней границей только в 40%, теперь выгодно и безопасно облагать по новой ставке 13 (15)%. Это серьезное снижение, которое должно положительно повлиять на размер официальной зарплаты. Большим достижением в направлении совершенствования налогообложения доходов физических лиц, стало введение нового понятия в налогообложении граждан, как «налоговый кредит». Важно, что на сумму налогового кредита плательщик сможет уменьшить свой годовой налогооблагаемый доход, чем достигается уменьшение налогового давления на плательщика.

Рассмотрим пример. Ставка заработной платы среднестатистического гражданина Украины Кирилюка Д. Ф. составила в 2003г. — 190грн., В 2004г. — 210грн., В 2005г. — 300грн. Как влияет налоговая нагрузка на налогоплательщика можно увидеть в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Анализ динамики изменения налоговой нагрузки за 2003—2005гг.

< tr>

< td>

Налог с доходов ф / о

№ п / п

2 003

2004

2 005

1

Ставка з / п

2280

2520

3600

2

Отчисления

 — пенсионный фонд

45,6

50,4

72

 — соц. страх

11,4

12,6

18

 — на случай безработицы

11,4 < / p>

12,6

18

< p> 3

Уплата в ДцФ

68,4

75,6

108

4

690,6

304,4

< / TD>

435,11

5

Налоговые соц . льготы

102,5

145

6

Фактическая с / п

1 521

< / TD>

2 140

3056,9

По данным табл. 1.1. можем увидеть, что в 2003 году у гражданина Кирилюка Д. Ф. была наименьшая ставка з / п и он не получал никаких налоговых льгот, но сумма налога с доходов физических лиц в этом году была наибольшей. С помощью этой таблицы мы видим, если в 2003 году налог был в виде прогрессивной шкалы налогообложения (в нашем случае — это 20% + 19,55грн.), То и налоговое бремя на плательщика является большим, а в 2004—2005гг. ввели единую ставку налогообложения 13 (15)%, соответственно и влияние налоговой нагрузки значительно снизился и дал возможность вывести много скрытых налогов многих работников. Право на налоговые социальные льготы тоже является важным моментом, ведь с помощью льгот граждане смогут экономить средства.

сокрушительной критике со стороны, как ученых, так и субъектов хозяйствования подвергается величина налоговой нагрузки на экономику Украины. Вместе с тем, оперируя официальной статистике, некоторые из них свидетельствуют низкий, даже по сравнению с другими странами Европы, его уровень. На основе анализа основных элементов налоговых стран-членов ЕС и Украины выяснить причины несоответствия налоговой нагрузки в Украине в реальных экономических последствий его влияния. Основные элементы налоговых систем 25 стран-членов ЕС и Украины, которые являются многокомпонентными и очень масштабными, можно увидеть в таблице 1.2. [3; 15]

Таблица 1.2.

Ставки основных бюджетообразующих налогов в странах ЕС и Украиной

< td>

23%

< td>

15%

< td>

35,1

< td>

50%

№ п / п

Страна

Ставки

Налоговая нагрузка

НДС

Налог на прибыль предприятий

Налог с доходов ф / о

1

2

3

4

< / TD>

5

6

1

Австрия

20%

25%

50%

42,6

2 < / p>

Бельгия

21%

33,99%

30%

45,2

< p> 3

Великобритания

17,50%

19%

40%

36

4

Греция

19%

29%

40%

35,1

5

Дания

25%

< p> 24%

До 63%

48,8

6

Эстония

18%

23%

32,6

7

Ирландия

21%

12,50%

42%

30,2

8

Испания

16%

35%

45%

34,6

9

Италия

20% < / p>

33%

39%

40,6

10

Кипр

15 %

10%

30%

34,1

11

Латвия

18%

15%

25%

28 6

12

Литва

18%

15%

27%

28,4

13

Люксембург

22%

38%

40,1

14

Мальта

18%

35%

35%

15

Нидерланды

< / TD>

19%

39,60%

52%

< / TD>

37,8

16

Германия < / p>

16%

38,70%

42% < / p>

38,7

17

< p> Польша

22%

19%

40 %

32,9

18

Португалия

21%

25%

42%

34,5

19

Словакия

19%

19%

19%

30,3

20

Словения

20%

25%

39,7

21

Венгрия

25%

16%

38%

39,1

22

Украина

20%

25%

< / TD>

13%

28,9

23

Финляндия

22%

26%

32,50%

44,3

24

Франция

19,60%

33,30%

18,09%

43,4

25

Чехия

19%

24%

32%

36,6

26

Швеция

25%

< / TD>

28%

25%

50,5