Механизм налогообложения аграрных предприятий

Реструктуризация аграрных предприятий, преобразования их в формирование частнопредпринимательского типа требует усовершенствования налогового механизма. Его следует строить в соответствии с рыночными принципами, учитывая сдвиги в отношениях собственности и управления.

Особенности сельской жизни требуют поиска новых мотивационных механизмов, способных обеспечить мощный внутренний экономический стимул не только к высокопроизводительному труду, но и к экономному расходованию материальных ресурсов и при этом следует учитывать необходимость фискальной и регулирующей функций налогов. Именно поэтому возникает необходимость в разработке такого механизма налогообложения сельскохозяйственного производителя, который смог бы учесть особенности налогообложения аграрного производства в современных условиях.

Налоговая система Украины относительно сельскохозяйственного производителя начала создаваться одновременно с развитием самостоятельного государства. Это само по себе порождает определенные сложности [1]. Данные осложнения привели к нежелательным последствиям, в результате чего аграрный комплекс Украины потребовав стимулирования и поддержки с помощью экономических рычагов, одним из которых стал фиксированный сельскохозяйственный налог. Однако, по мнению ученых, идея введения единого налога, в том числе и земельного, является утопической [1].

Розробкамеханизму налогообложения аграрных предприятий по окончании срока действия фиксированного сельскохозяйственного налога, который бы способствовал повышению производительности крестьянского труда.


сервис обмена электронных валют

Учитывая реалии сегодняшнего дня, построение налоговой системы аграрной отрасли должна быть сориентирована, прежде всего, на расширение базы налогообложения, в свою очередь даст толчок к движению регулирующей функции. Кроме того, указанный подход, по нашему мнению, является основой для создания оптимальных условий развития субъектов экономической деятельности и сведения к минимуму угрозы социальной дестабилизации (через некорректный перераспределение части валового национального продукта в аграрном секторе).

Итак, новая система экономических отношений по поводу налогообложения сельскохозяйственного производителя должна предусматривать укрепление стимулирующей и регулирующей роли налогов, обеспечить стабильные поступления в бюджет пропорционально доходам отрасли. Подход к рассмотрению данного вопроса с позиции государственного устройства должны учитывать, по нашему мнению, трудовую теорию К. Маркса (формула 1), поскольку данная теория наиболее четко изображает производственные отношения в обществе [2].

W = c + ( v + m)

где W  — стоимость товара;

с — постоянный капитал (то есть та часть капитала, которая превращается в средства производства, не изменяя величины своей стоимости — «перенесена стоимость»)

v — стоимость рабочей силы (заработная плата);

m — часть вновь созданной стоимости.

Нужно четко сепарировать все элементы стоимости товара (продукта), товары для дальнейшего определения налогов в расширенном производстве и кругооборота капитала.

Сами по себе налоги не создают стоимости, они являются лишь средством взыскания стоимости, созданной в процессе материального производства [2].

Для того чтобы смоделировать оптимальную налоговую систему в сельском хозяйстве, необходимо исходить из принципов налогообложения и их функций. Отметим, что Украина является аграрным государством, так как почти треть населения являются сельскими жителями, сюда также нужно включить граждан, занятых переработкой продукции сельского хозяйства и доведением ее до конечного потребителя (категория предприятий, подпадающих под определение сельскохозяйственных, зафиксирована в КВЭД). Итак, имеем значительный потенциал для расширения базы налогообложения аграрной отрасли с точки зрения подоходного налога с граждан, занятых в сельскохозяйственном производстве. Для подтверждения вышесказанного целесообразно рассмотреть движение части валового национального продукта в разрезе его потребления и использования относительно отрасли сельского хозяйства. Поскольку сельскохозяйственный сектор облагается фиксированным налогом (который в свою очередь включает: сбор на обязательное социальное страхование, сбор на обязательное государственное пенсионное страхование), то и часть заработной платы, снижена на сумму отчислений, разумеется, остается в прибыли хозяйства.

На сегодняшний день часть вновь созданной стоимости взимается государством в виде налога на добавленную стоимость (НДС). Следует заметить, что налог на добавленную стоимость является не только основным косвенным налогом сельскохозяйственной отрасли, но и государства в целом, поскольку в структуре налоговых поступлений объем поступлений НДС наибольший. Так, в 2000 году он занимал 49% [3] всех налоговых поступлений. Для четкого понимания места НДС в процессе обращения общественного капитала с учетом взаимоотношений между государством и производителями-плательщиками налога необходимо схематично изобразить кругооборот производственного капитала (рис. 1).

Часть денежного капитала (Г1; Г11), изображенная на схеме как НДС, постоянно выталкивается из оборота и приобретает самостоятельное движения как уплата налога на добавленную стоимость. Итак, облагается не вся, а только добавленная стоимость. Налог на добавленную стоимость фактически уплачивается конечным потребителем продукции. Как отмечает профессор М. Я. Демьяненко: "Основным косвенным налогом для сельскохозяйственных предприятий был и остается налог на добавленную стоимость. Однако механизм взыскания разработан таким образом, что этот момент какой-то мере вуалируется и создается впечатление будто плательщиками НДС являются предприятия. На самом деле это не так, поскольку предприятия является лишь собирателями данного налога, тогда как платят его конечные потребители продукции [5]". Такая ситуация складывается с учетом механизм уплаты налога, основанный на удаленные части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения, то есть в момент каждого акта купли-продажи товара налог начисляется по стандартной ставке, а фактически уплачивается в

сумме, уменьшенная на величину НДС (уплаченного на предыдущей стадии). Таким образом, НДС является налогом на потребление товаров, а его плательщиками — потребители данных товаров. По обще-принятым утверждением сельскохозяйственные товаропроизводители, как и другие субъекты хозяйствования, не должны чувствовать обременительности при уплате налога. Для четкого разграничения налогоплательщиков необходимо руководствоваться основным документом, регламентирующим начисление и уплату НДС, — Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3 апреля 1997 года №168 / 97-ВР. Согласно ст.2 Закона сельскохозяйственные предприятия платят НДС, если

 — объем налогооблагаемых операций по продаже товаров (работ, услуг) в течение последних двенадцати календарных месяцев превысил 3600 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

 — они осуществляют торговлю за наличные независимо от объемов продаж.

Рис. 1. Круговорот производственного капитала

Кроме того, сельскохозяйственные предприятия (не трогать за наличные), созданные начиная с 5 октября 2000 года, до достижения указанного объема операций не обязаны регистрироваться плательщиками НДС, хотя и могут быть ими на добровольных началах [6].

Очень важно, чтобы налогообложения сельскохозяйственного производителя приобрело мотивационного характера, то есть чтобы часть средств должна целевой характер и возвращалась в виде государственных ассигнований.

Однако в настоящее время мотивационный характер игнорируется, несмотря на то, что фактически имеем один сельскохозяйственный налог, не считая НДС.

Как инструмент регулирования заслуживает внимания использование налогового кредита, который имеет важное значение в западных странах как своеобразное проявление налоговой льготы и в последнее время действует в Украине. Однако, между ними существует ряд различий. Налоговые кредиты, существующие в СЕЛА, имеют целевой характер и связаны с выполнением определенных финансовых и экономических, научно-технических и социальных задач. То есть инвестиционный налоговый кредит является своеобразной налоговой скидкой. Он рассчитан на стимулирование замены устаревшего оборудования и введение в действие новой техники. По характеру введение данный финансовый инструмент имеет определенные особенности:

 — налоговый кредит рассчитывается в процентах к стоимости оборудования и вычитается из стоимости налога, который, в свою очередь, начислено к уплате, а не из облагаемого дохода, уменьшает на величину скидки стоимость приобретенных основных средств;

 — компании, имеющие право на скидку, могут осуществлять амортизационные отчисления со всей стоимости оборудования, а также с той ее части, на которую уже распространена льгота [7].