документов, исключения затрат, правильное определение налогооблагаемого дохода и исчисления налогов.
При проведении проверок предпринимательской деятельности граждан налоговые инспекторы обязаны строго руководствоваться указаниями, указанными в разделе IV Инструкции о подоходном налоге с граждан Главной государственной налоговой инспекции Украины, Законом Украины «О предпринимательстве» и другими нормативными документами.
Перед началом обследования отдельных видов деятельности инспектор обязан еще раз тщательно ознакомиться с законодательными материалами, инструкциями, рекомендациями по данной деятельности.
Инспектор также должен ознакомиться с материалами предыдущих проверок и обязательно с материалами обследований аналогичных видов предпринимательской деятельности на других налоговых участках.
При подготовке к проверкам инспектор также ознакомиться со справочными и контрольными материалами, сведениями государственных, кооперативных организаций, дирекций рынков об уровне цен на соответствующие виды продукции и услуг, расходы материалов, стоимости предоставляемых услуг, производительности труда.
Реорганизация, ликвидация юридического лица

Особое место в организации проверок занимает вопрос правильного определения затрат, связанных с соответствующей предпринимательской деятельностью.
Если расходы предпринимателя не могут быть подтверждены док-ментально, то они учитываются налоговыми администрациями при проведении окончательных расчетов налога с учетом соответствующих норм в процентах к валовому доходу.
Нормы расходов, учитываемых при налогообложении доходов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и других доходов перечисленные в приложении № 6 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.1993 №12.
Детальный перечень расходов, исключаются из общего валового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности, перечисленных в приложении № 7 к указанной выше Инструкции о подоходном налоге с граждан, а с 02.06.1999 года согласно с расходами, определенными Законом Украины "О налогообложении прибыли предприятий "от 22.05.1997 № 283/97-ВР с изменениями и дополнениями.
Особое внимание необходимо уделять правильности определения затрат на аренду помещений, затрат на электроэнергию, отопление помещений.
Следует иметь в виду, что эти расходы исключаются из валового дохода только если производство продукции, оказание услуг производится в отдельном специально оборудованном помещении.
На документах о расходах, которые рассмотрены и учтены при проверке, инспектор делает соответствующую запись. Например: «Расходы в сумме ______ грн .______ коп. Учтены (не учтенные)». Подпись инспектора, дата, причины (если не учтены).
Особое внимание при проведении обследований и проверок нужно сосредоточить на правильности и полноте ведения книг учета доходов и расходов, реализации товаров, оказания услуг.
Образец книги учета доходов и расходов, ведут граждане-субъекты предпринимательской деятельности в течение календарного года приведены в приложении № 10 к Инструкции О подоходном налоге с граждан ", утвержденной приказом Главной государственной налоговой шспекцииьУкраинивид21.04.93№ 12. Следует тщательно проверять полноту записи имеющихся товаров, сумм, полученных от реализации товаров и предоставляемых услуг. Записи в книгах должны делаться систематически, четко, разборчиво без подчистки и исправления.
Акты о последствиях проверок с соответствующими расчетами в течение трех рабочих дней инспектор передает на рассмотрение начальнику соответствующего отдела. При необходимости проводится перерасчет подоходного налога.
Вопросы для самопроверки
1. Которые проводятся мероприятия, связанные с планированием и организацией подготовки документальной проверки?
2. Как осуществляется формирование информационной базы данных?
3. Какая информация из внутренних источников используется для формирования информационной базы данных?
4. Какие основные задачи налогового инспектора при проведении проверок?
5. Какие этапы проведения проверочных действий контроля налоговыми инспекторами за деятельностью физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?
6. На что должен обратить особое внимание налоговый инспектор при проведении проверочных действий контроля?
Методика проведения документальных проверок по отдельным видам налогов с физических лиц
Проверка соблюдения субъектом хозяйствования нормативных положений по подоходному налогу с граждан
В процессе проверки, прежде всего, необходимо ознакомиться с материалами предварительной проверки , выяснить, устранены выявленные нарушения действующего законодательства и уплачены доначисленные суммы подоходного налога, пени и штрафных (финансовых) санкций.
дальнейшем проводится документальная проверка правильности расчетов налогоплательщиков с бюджетом, непосредственно по месту нахождения плательщика, на основании данных бухгалтерского учета и первичных документов.
Проводится выборочная проверка по лицевым счетам работников и служащих правильности определения совокупного налогооблагаемого дохода за соответствующий месяц (или включались в заработную плату по месту основной работы все выплаты, полученные за счет средств предприятий, стоимость других материальных и социальных благ). При документальной проверке по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет необходимо проверить:
 — приказы по организации и отдела кадров, наличие трудовых книжек работников;
 — согласно штатной численности на начало и конец отчетного периода, проверяется, достоверность данных о количестве работающих основного состава и по совместительству (договорам гражданско-правового характера), наличие идентификационных номеров;
 — кассовую книгу и расходные кассовые ордера Кт P 30 (301, 302);
 — банковские документы (платежные поручения КтР10,31 (311, 314) 33,34,36,37,40,44,64,66,67)
 — наличие произведенных выплат работникам в натуральной форме P 66;
 — наличие реализации работникам предприятия продукции и товаров по ценам ниже отпускных P 28;
 — выплаты подотчетных сумм материально ответственными лицами P 37 (371, 372);
 — по выплатам, включенными в совокупный доход — наличие и правильность оформления подтверждающих документов (при предоставлении материальной помощи — наличие приказа)
 — при предоставлении займа — наличие соглашения, договора, порядок и сроки возврата займа, своевременность погашения займа в соответствии с соглашением;
 — при компенсационных выплатах — соблюдение установленных законодательством норм и наличие подтверждающих документов (при командировке — авансовые отчеты, при выплате компенсации за использование собственного автотранспорта или имущества — Смета расходов и копию техпаспорта, их износ и нормы амортизационных отчислений)
 — ведомости начисления заработной платы (правильность предоставления льгот, установленных действующим законодательством, наличие необходимых документов, дающих право на льготы, и отметки об этом в лицевых счетах работников и служащих, правильность