Возникает вопрос, за счет каких источников местные власти компенсировать потери сельского или поселкового бюджетов ? Ответ очень прост: из бюджетов высшего уровня через механизм дотаций. Последнее тем весомее убеждает в существовании отдельного порядка, который позволял бы ликвидировать такие негативные последствия для местных бюджетов.

Однако в механизме налогообложения фиксированного сельскохозяйственного налога продолжал действовать порядок, могли использовать отдельные плательщики с целью уклонения от налогообложения. Причем установить этот факт можно было бы только по окончании года. Вместе с этим при всей очевидности указанных недостатков, сопровождали механизм налогообложения на протяжении существования налоговых каникул (1999 -2000 pp.), Со стороны специалистов не было сделано надлежащих попыток по его аннулирования. В результате местные бюджеты в 1999 -2000 pp. могли нести расходы бюджетных поступлений по указанным выше причинам.

Продолжая исследования в этом направлении, следует отметить, что сумма фиксированного сельскохозяйственного налога по хозяйствам Каменец-Подольского района Хмельницкой области за 1999 год в среднем в 2,5 раза меньше, чем уплачено налогов и сборов за 1997 год. И это при условии, что начисленная на 1999 год сумма фиксированного сельскохозяйственного налога уже увеличена на повышающие коэффициенты. А это лишний раз подтверждает необходимость внедрения годового перерасчета, который позволил бы частично компенсировать потери местных бюджетов.


Грамотные инвестиции

Не менее важным с позиции местных бюджетов остается порядок применения повышающих коэффициентов после проведения реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий, состоялось в соответствии с Указом Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» от 3 декабря 1999 года. Здесь надо отметить, что ситуация с их применением существенно изменилась, но не в пользу местных бюджетов.

Как известно, со вступлением в силу этого указа в сельском хозяйстве на основе бывших коллективных сельскохозяйственных предприятий создано частные агроформирования. Очевидно, что с их образованием отсутствуют основания для применения повышающих коэффициентов к начисленной ими суммы фиксированного сельскохозяйственного налога. Напомним, что в соответствии с Законом Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» повышающие коэффициенты применяются в случае, если у сельскохозяйственных товаропроизводителей начисленная в 1997 году сумма налогов и сборов (обязательных платежей) превышает фиксированный сельскохозяйственный налог более чем в три раза. При этом в случае превышения налогов и сборов (обязательных платежей), начисленных в 1997 году над фиксированным сельскохозяйственным налогом более чем в три — четыре раза, применяется коэффициент 1,5.1 в случае такого превышения более чем в четыре раза законом предусмотрено высокий повышающий коэффициент 2 , на который соответственно увеличивается сумма фиксированного сельскохозяйственного налога в отчетном налоговом периоде.

Однако после проведения реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий стало очевидным, что эта норма закона не может распространяться на частные агроформирования, которые образовались на основе коллективных сельскохозяйственных предприятий. Ведь по сути это были вновь хозяйства. Соответственно и сравнивать фиксированный сельскохозяйственный налог с платежами, начисленным в 1997 p., Было нецелесообразно, поскольку эти агроформирования в этот период не существовали. И изменения, внесенные в Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге», способствовали тому, что частные хозяйства, в отличие от совхозов, перестали применять повышающие коэффициенты.

Таким образом, местные бюджеты и государственные целевые фонды стали получать фиксированного сельскохозяйственного налога вдвое меньше, чем могли получать от коллективных сельскохозяйственных предприятий. По нашим подсчетам, в 1999 г... Из 50 хозяйств Каменец-Подольского района Хмельницкой области лишь 10 плательщиков не применяли повышающие коэффициенты (см. Табл. 1.). В целом зарахунокподаткових каникул и с учетом применения повышающих коэффициентов местные бюджеты Каменец-Подольского района Хмельницкой области не доодержалы в этом же году 685,3 тыс. Грн. фиксированного сельскохозяйственного налога (2284,3 * 0,3). Для сравнения: в 2003 году повышающие коэффициенты стали применяться лишь по 3 хозяйствах этого же района.

Однако, как свидетельствуют результаты анализа, с уменьшением начислений фиксированного сельскохозяйственного налога за счет неприменения повышающих коэффициентов частными агроформированиями значительно улучшилась уплата этого налога в целом и в местные бюджеты в частности. Так, за 2002 год уплата налога в местные бюджеты по Хмельницкой области составила 77,8 процентов (см. Табл. 2). Еще большим оказался темп уплаты налога в местные бюджеты в 2002 г..., По сравнению с 2001 p., Который по области составил 126,1%. Надо отметить, что такой рост темпов уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога характерно почти для всех районов Хмельницкой области, за исключением Белогорского района, по которому уплата составила лишь 88,7%, Волочиского — соответственно 96,7%, Летичевского — 93,3% и по плательщикам м. Нетишин — 90,9 процента. Очевидно, что за счет роста темпов уплаты фиксированного сельско-хозяйственного налога отдельные хозяйства смогли приблизиться почти к стопроцентной оплаты по сравнению с начисленной суммой. Это касается хозяйств Шепетовского района, по которому уплата налога от начисленной суммы составила 98,4%, Каменец-Подольского и Полонского районов, в которых этот показатель достиг соответственно 96,1 и 95,8 процентов.

Таблица 1

Результаты начисления фиксированного сельскохозяйственного налога на 1999г. в сравнении с < b> налогами 1997

< td>

3,0-4,0

< td>

9,0-10,0

Группы хозяйств по

признаком

превышение

налогов 1997 г. . над ФСН

1999 (количество

раз)

Количество

хозяйств

в группе

Начислено

налогов

за 1997 p.

тыс. грн.

Начислено фиксированного

сельскохозяйственного

налога в 1999г.

к применению

< p> повышающих

коэффициентов

Начислено

фиксированного сельскохозяйственного налога в 1999г. после

применения повышающих

коэффициентов

тыс. грн.

отношение

1997 до 1999 г... (количество раз)

тыс. грн .

в% к

налогов

начисленных

в 1997

< / TD>

К 3,0

10

619,2

265,7

2,3

265,7

42,9

12

1788,3

504,2

3,5

797,0

< / TD>

44,6

4,0-5,0

11

1542,7

336,2

4,6

672,5

43,6

5,0-6,0

9

974,9

182,1

5,3

364,3

37,4

6,0-7,0

3

323,2 < / p>

49,4

6,5

98,8

30,6

7,0-8 0

0

 —

 —

 —

 —

 —

8,0-9,0

3

343,8

39,2

8,8

78,4

22,8

0

 —

 —

 —

 —

 —

10,0 и более

2

142,0

3,8

37, 4

7,6

5,3

Всего

50

5734,1

1380,6

4,1

2284,3

39,8