Качественные и субъективные факторы хозяйственной способности такие, обусловливающих огромные разницы даже при наличии одинакового дохода, то есть сам по себе доход не может быть критерием податкоплатижнои способности. Поэтому такая система налогов, которая просто требует от равных доходов равные налоги, обусловила бы противоположно неравные жертвы. В силу этого, на наш взгляд, нелогично видеть в установлении прогрессивности налогообложения нарушение принципа налоговой способности.

На наш взгляд, общепризнанный принцип справедливым: в основе налогов должны лежать равномерность и всеобщность. Если нельзя допускать, чтобы в цивилизованной стране существовала личная неравенство граждан и юридических лиц перед законом, то недопустимо, чтобы налоговое законодательство устанавливало одинаковый налоговое бремя на лиц, находящихся в различном материальном положении.

всеобщность означает, что ни одно юридическое лицо или гражданин, которые пользуются благами государства, не могут быть освобождены от уплаты налога. Исключение могут быть но небольшие. От налогов можно освобождать только тех плательщиков, которые являются несостоятельными. Когда-то в древности существовала поговорка, которая очень удобный и сейчас: «Где нет ничего, там король теряет свои права». А римский поэт Вергилий интересно заметил: «Cantabit vacuus coram latrone viator» (Кто ничего не имеет, тот ничего не боится) [13, .6]. Но это не применяется сейчас в нашем государстве. Самый высокий налог на добавленную стоимость или акцизный сбор платят лица, которые имеют очень малые доходы, но именно они являются потребителями обложенных налогами продуктов.


тут классные видео

Среди исследователей проблемы подоходного налогообложения существует мнение, что достаточно было бы облагать большие доходы и государство будет иметь достаточно средств для покрытия первоочередных расходов. И даже больше: в будущем можно строить бюджет только за счет налогов с крупных капиталов, а плательщики со средними и мелкими доходами вообще могут не платить в бюджет ничего.

С этим согласиться трудно. Экономически стабильные предприятия и предприниматели платят меньшую часть доходов государственного бюджета, а тенденция такова, что средние доходы предпринимателей растут, малые доходы повышаются. Поэтому, на наш взгляд, невозможно, чтобы налоги, которые лишены характера всеобщности, составляли большую часть бюджетных доходов.

Государство должно заботиться о том, чтобы оставить как юридическим, так и физическим лицам не обложен ту часть их доходов, которые необходимы для удовлетворения их потребностей. Это выгоднее для государства, потому банкротстве юридических лиц и обнищание физически не обогащает государство. Никогда нельзя строить финансовую политику так, чтобы к уплате налогов привлекались все плательщики. Необходимо помнить, что каждый должен платить, но платить справедливо, измеряя свои материальные возможности, то есть государство должно производить одинаковый измерительный условий.

Равномерность обложения — это налогообложение в зависимости от материального положения. Два предпринимателя, которые получили одинаковую сумму дохода за год с разным объемом основных средств и оборотных средств, имеют разный состав семьи и различные производственные условия, не могут платить одинаковую сумму налога. Полной справедливости в этом достичь трудно, но стремиться к этому необходимо.

В юридической и экономической литературе, пишущих экономисты и финансисты, и в законодательных актах, которые регулируют налоговые отношения, принято, что в налоговом законе должны быть шесть элементов: субъект, объект, ставка, единица обложения, срок и льготы. Вместе с тем, данных элементов, по нашему мнению, недостаточно, потому что они не раскрывают всей сути налоговых отношений.

Что касается первого элемента — субъекта налога. По нашему мнению, в этих отношениях выступают два субъекта: субъект налогообложения и субъект налога. Субъектом налогообложения может выступать, в силу предписаний Конституции, только государство в лице уполномоченного органа: сейчас по нашему законодательству от имени государства в целом и местных органах самоуправления выступают государственные налоговые органы. Субъектом налога или лицом (юридическим или физическим), которая должна платить налог, тот, кто по закону является плательщиком налога.

О прямых налогов, это верно, но акцизные сборы и налог на добавленную стоимость включаются в цену товара или услуги и после их реализации эти суммы возвращаются, поэтому настоящим плательщиком косвенных налогов являются те лица, потребляющие товары или пользуются услугами. Поэтому, по нашему мнению, в законе следует отмечать и реальных плательщиков, если мы не будем исповедовать веру административно-командной системы и утверждать, что косвенных налогов у нас не существует.

Настоящим, настоящим носителем налога является лицо, которое на самом деле платит налог после переложение налога на него юридическим плательщиком.

Объектом налогообложения являются те предметы, или факты (услуги), при наличии которых взимается налог. Размер налога определяется по разным основаниям: количеством гривен дохода, размером земельного участка и т. д. Эти единицы измерения налога называются единицы обложения. Облагаемая единица, то есть единица измерения, по которой устанавливается объект налогообложения.

Источник налога в законодательстве, к сожалению, не определяется. Источником же налога, как правило, доход налогоплательщика. Налог может уплачиваться и с имущества, когда для уплаты его должна тратиться часть этого имущества.

Вообще-то объектами налогообложения могут быть: предметы потребления (акцизы), отдельные источники дохода (земля, дом), доход (прибыль), имущество юридического лица (основные и оборотные фонды), недвижимое и движимое имущество граждан и юридических лиц (квартира, автомашина), продажа и передача по наследству имущества (такие налоги существуют, например, в Российской Федерации). У нас существуют так называемые частичные налоги, то есть такие налоги, которые взимаются с каждой единицы налогообложения (с гривны дохода или прибыли, с каждого квадратного метра земли и т. д.). История налогового законодательства знает еще розкладочни налоги (распределительные), когда государством определяется сумма налога, а местные органы раскладывают их между населением.

Налогообложение может быть пропорциональным, когда с каждой налогооблагаемой единицы взимается определенная сумма (по ставке) и с увеличением суммы, подлежащей налогообложению, ставка не растет.

Налогообложение может быть прогрессивным, если с увеличением суммы, облагается налогом, растет ставка налога. Примером пропорционального метода будет налогообложении прибыли пидприиемств 30% или налог на добавленную стоимость 20%, а ярким примером прогресивнного метода является подоходный налог с граждан по основному месту работы от 10% до 50%.

Каждое государство заинтересовано в том, чтобы налогоплательщики имели часть дохода, который не включался в налогооблагаемый объект, поскольку государство имеет возможность оставить плательщикам так называемый необлагаемый минимум (exzistenzminimum). Например, совокупный налогооблагаемый доход уменьшается на сумму, не превышающую за каждый месяц, в течение которого получен доход, размера минимальной месячной заработной платы (необлагаемый минимум), пять тысяч рублей для участников Великой Отечественной войны по основному месту работы.

Налоговый закон обязательно содержит положения о льготах — исключение из общих правил налогообложения, то есть частичное или полное освобождение от налога отдельных категорий плательщиков. В основу введения льгот государство кладет соображения справедливости, принимается во внимание заслуги перед государством, поддержка отдельных видов деятельности, климатические условия, количество детей, состояние здоровья и т.

И наконец еще один обоьязково элемент налогового закона — срок уплаты налога. Именно с этим элементом связана особенность самых распространенных санкций финансово-правовых норм — взыскание пени за нарушение срока платежа без выяснения объективной или субъективной вины правонарушителя.

В мировой практике налоги в порядке внесения их в бюджет подразделяются на прямые и косвенные. Прямые — это налоги, которые плательщики вносят непосредственно в бюджет, то есть налог платит тот, на кого указывает закон. Прямые налоги устанавливаются непосредственно по плательщиков, их размер зависит от масштабов объекта налогообложения. Прямые налоги способствуют такому распределению налогового бремени, при котором больше платят те члены общества, которые имеют более высокие доходы. Такой принцип налогообложения большинством экономистов Стит считается справедливым.

Подоходный налог с граждан является прямым налогом. По своей удельным весом он занимает существенное место в налоговой системе Украины. Он существует во всех странах мира под разными названиями и его удельный вес в структуре бюджетов мира достаточно удельная (см. Рис.1.1.)

Косвенные налоги — это налоги, плательщиками которых (юридическими плательщиками) одни лица, а настоящими носителями — другие. Прямые налоги еще называются оценочных, поскольку государство перед налогообложением оценивает (подсчитывает) размер дохода, прибыли, имущества. Косвенные налоги называют также налогами на потребление. Считается, если лицо то потребляет, она является платежеспособной, и может оплатить акцизный сбор и налог на добавленную стоимость.