Современный опыт стран — производителей сахара свидетельствует о том, что государство должно управлять внутренним рынком и поставками по межгосударственным соглашениям. На свободный рынок поступают остатки сахара, произведенные сверх потребности для внутреннего рынка и поставок по международным соглашениям. Внутренний рынок регулируемый, а мировой — свободный.

Форма участия государств — производителей сахара в управлении рынком этой продукции осуществляется путем установления квоты для поставки ее на внутренний рынок и установления минимальной гарантированной цены. По поставкам сахара на внутренний рынок государство осуществляет строгий контроль через специальную организацию — Фонд регулирования рынка сахара. Фактически предприятия продают сахар на внутреннем рынке по свободной цене, которая несколько выше минимальной гарантированной государством цены. Поэтому государство не выкупает сахар по гарантированной цене, но влияет на ее уровень и поддерживает ее стабильность за счет сбалансирования спроса и предложения. Еще одна существенная особенность, которая играет большую роль в организации производства сахара во всех странах, производящих сахар, — это уровень цены.
Гражданство в ЕС за инвестиции

Единым экономическим рычагом, который обеспечивает увеличение производства и повышение качества производства сырья и сахара, является высокий уровень цены на них. Как правило, цена на внутреннем рынке выше мировой цены в несколько раз. Так, гарантированная цена за 1 т сахара в странах европейского сообщества 800 долларов.

Сахарные заводы продают сахар на внутреннем рынке по свободной цене, составляющей 880 долларов. На мировом свободном рынке на 1 сентября 2002 400-450 долларов. С целью предотвращения банкротства свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов, содействие стабилизации производства и экономического состояния предложено внедрить рыночную модель управления свеклосахарного производства, которая предполагает активное участие государственных органов в регулировании поставок сахара на внутренний рынок и за между государственными соглашениями, в определении уровня и стабилизации цен на него.

Для создания рыночного экономического механизма управления свеклосахарного производства следует

1. Осуществить государственное регулирование свеклосахарного производства, создав законодательные и нормативные акты по поставке сахара на внутренний рынок и по межгосударственным соглашениям, в частности принят закон Украины о свеклосахарное производство Указ Президента Украины о переводе свеклосахарного производства на рыночные условия хозяйствования Постановление Кабинета Министров Украины о Межотраслевой соглашение по формирование рыночных экономических отношений между участниками бурякопромислового производства (государственных органов, свеклосеющих хозяйств, сахарных заводов).

2. Ввести рыночное государственном регулировании производства сахарной свеклы и сахара, определив при этом задачи для сахарных заводов и свеклосеющих хозяйств по поставке сахара на внутренний рынок и по межгосударственным соглашениям (внедрение систем разделения сахара товары на сахарных заводах, на сахар системы «А» и сахар системы «Б»). К сахара системы «А» относится сахар, поставляемый на внутренний рынок и по межгосударственным соглашениям. Его производство имеет приоритетный характер. К сахара системы «Б» принадлежит сахар производится на договорных условиях между свеклосеющими хозяйствами и сахарными заводами. Государство не выступает заказчиком сахара, не гарантирует его закупку и цену на него. Этот сахар реализуется свеклосеющими хозяйствами и сахарными заводами свободно за пределами таможенных границ страны. Экономические, производственные и другие отношения относительно сахара системы «Б» является предметом договора только между свеклосеющими хозяйствами и сахарными заводами. Количество поставляемого сырья, и количество произведенного сахара системы «Б» обязательно декларируется государстве отдельно свеклосеющими хозяйствами и сахарными заводами.

3. Внедрить государственный механизм гарантированной цены на сахар системы «А» для свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов при условии, что этот сахар с каким-либо причинам не может быть реализован на внутреннем рынке и по межгосударственным соглашениям по более высоким ценам, при этом в условиях инфляционных процессов гарантируется индексация гарантированной цены в соответствии с ценами на потребляемые материально-технические ресурсы.

4. Ввести государственное экономическое регулирование поставки сахара из складов сахарных заводов на внутренний рынок календарного года установлением доплаты предприятиям за хранение с момента производства и их возвращением после реализации продукции.

5. Создать с помощью государства развитую складскую специализированную сеть для сахара.

Реализация предложенной государственной программы совершенствования экономического управления свеклосахарного производства за счет внедрения регулируемого рыночного механизма дает доступ к гарантированным рынков сбыта и государственных кредитов, имеет значительные преимущества перед системой управления продукцией путем раскрепощения предприятий в хозяйственной, коммерческой деятельности, выборе путей повышение эффективности труда, ликвидирует дикую конкуренцию и стихийный, нерегулируемый рынок, дает гарантию деятельности предприятий. Тем самым дает возможность не только обеспечить население Украины сахаром, а на основе повышения эффективности производства сформировать экспортный потенциал его уже в 2005г. До 2500000. Т. На дальнейшую перспективу экспортный потенциал сахара в Украине может быть в размере 4,5 — 5,0 млн. Т. Это позволит государству получить валютные поступления в 2005г. 0,7 — 1,1 миллиарда долларов, а в перспективе 1,8 — 2,0 миллиарда долларов.

В определенной степени этому могут помочь установленные правительством минимальные цены на сахарную свеклу и сахар на 2003 год (тонна сахарной свеклы с НДС — 165 гривен, тонна сахара по НДС — 2370 гривен, для лиц, не зарегистрированных плательщиками налога на добавленную стоимость, минимальная цена на сахарную свеклу установлена ​​в 137,5 гривны за тонну). Реализационная же цена на сырье и сахар, как правило, превышает минимальную, а это положительно влияет на прибыльность и рентабельность отрасли в целом (приложение В).

Основой, на которую имеет положиться буряковиробництво, применение высокопроизводительных ресурсосберегающих технологий. Институт сахарной свеклы обосновал ряд моделей технологических процессов в зависимости от агроклиматических условий различных зон, материально-технического обеспечения хозяйств и конкретных условий рынка. Сегодня совершенно очевидно: без диктатуры технологий выращивания сахарной свеклы их производство не может быть эффективным.

Аналогичной представляется проблема развития свеклосахарного производства и в Тернопольской области. Но, в 2005 реке по сравнению с предыдущими годами, произошли некоторые изменения в развитии этой отрасли. Почти все свеклосахарные предприятия увеличили свои площади и в том числе валовые сборы. Это в свою очередь принесло значительные объемы прибыли. Значительная часть использовалась для закупок нового оборудования, которое способствовало для увеличения мощности производства.

Процесс разгосударствления и приватизации негативным образом отразился и на работе сахарных заводов области. Так, с 9 сахарных заводов в 2004 году работало 7, и то лишь до определенной степени (табл. 3.3.3)

Таблица 3.3.3.

Основные показатели работы сахарных заводов Тернопольской области в 2005 году

< COL WIDTH = 46>

Названия сахарных заводов

Объем производства продукции, тыс Грн. в д. с.

Производство сахара, т

Объем реализации продукции в действующих ценах, тыс. грн.

Средняя численность работников, чел.

Затраты на производство продукции, тыс. грн.

в том числе

Материальные затраты за минусом стоимости возвратных отходов

< / TD>

Амортизация

Расходы на оплату труда

Отчисления на социальные мероприятия

Другие операционные расходы

Борщев

3 551 8

5 834

8724,7

272 < / p>

8964,7

6833,0

278,0

1083,3

128,8

+1241, 7

Бучач

5 563

< p> 9203

12054

402

4 949

3143

386

тысяча три

322

38

Хоростков

< / TD>

8611,7

14322

16844,8

440

148903

15072

341

тысяча девятьсот двадцать четыре

537

625 < / p>

Збараж

6645,5

< p> 14518

6 430

394

17282

14644

385

1570

601

82

Козова

< / TD>

5664,1

14524

11098

468

12449

9964

99

тысяче двести девяносто пять

461

630

Кременец

13433,2

+9002

13121,6

558

18654

12617

84

один тысяча восемьсот семьдесят девять

671

3 405

Лановцы

< / TD>

6420

10161

6166

323

10588

6140

306

1319

502

2 321

< / TD>

Чертков

17197

28844

17133

813

18733

7 731

3 150

3 826

+1463

2 564