Реферат на тему:

Проблемы реформирования системы налогообложения на современном этапе

Одним из первоочередных задач рыночной реформы в Украине является создание эффективной налоговой системы, которая бы обеспечивала развитие народнохозяйственного комплекса страны, предпринимательского сектора, способствовала бы повышению совокупного спроса, выпуска конкурентоспособной продукции, соответствующим образом регулировала экономические отношения.

Действующая налоговая система имеет существенные недостатки: она носит ярко выраженный фискальный характер и не выполняет стимулирующую, регулирующую и перераспределительную функции, для эффективного функционирования необходимо устранить нестабильность и сложность, внутреннюю несогласованность составляющих систем, низкий уровень налоговой дисциплины, нарушение принципов экономической, социальной справедливости и равномерности.

Недалеко налоговой системы вызывают активные дискуссии как среди простых граждан, так и в кругах ученых, но не имеют согласованных предложений по их решению. Именно поэтому проблемы налогообложения в условиях современности является чрезвычайно актуальными и требуют решения. Следует отметить, что вопросы реформирования налоговой системы нашли отражение в научных трудах таких отечественных ученых как: Л. А. Емельянович, В. А. Орлова, А. Криклий, Л. Демиденко, С. Иванов, А. Ковальчук, С. Аптекарь, Р. Близкий [1-4], но исследования по этим вопросам еще достаточно мало.


обмен электронных валют

Цель этой статьи: на основе научных разработок и публикаций выдвинуть собственные рекомендации по совершенствованию действующей налоговой системы с учетом опыта развитых стран, но не оставляя без внимания особенности национальной экономики.

Поиск более эффективных вариантов налогообложения приводит к исключительной нестабильности отечественной налоговой системы. Например налог на добавленную стоимость законодательно введен в систему налогообложения в 1992 году, с этого времени законодательство претерпело значительные изменения.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог на добавленную стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения, входит в цену товара в виде надбавки и полностью оплачивается конечным потребителем.

Целесообразность существования НДС обусловлена ​​рядом преимуществ:

 — потенциально высокая фискальная эффективность, обусловленная широкой базой налогообложения;

 — осуществляется налогообложение расходов, выгодно как для государства, так и плательщика;

 — не ограничивается заинтересованность плательщиков в росте доходов; от НДС сложнее сделать, поскольку в основе его уплаты лежит механизм взаимного контроля плательщиков [1];

 — учет мирового опыта. НДС является важнейшей составной частью налоговых систем 42 государств. В Украине доходы государственного бюджета в 2006 году составили более 33% от общей суммы налоговых поступлений. НДС дает возможность украинской экономике присоединиться к международному сообществу, где данный налоговый механизм доказал свою жизнеспособность.

Вместе с тем НДС имеет существенные недостатки. Например ни один из платежей, взимается в Украине, не вызывает столько дискуссий. НДС — «самый криминальный налог», 50% налоговых преступлений связаны с ним. Участниками нарушений действующего законодательства выступают в качестве налогоплательщиков, так и государство, в случае невозмещения НДС.

К наиболее существенным недостаткам можно отнести:

 — высокий уровень ставки (20%) и действующий порядок возмещения НДС из бюджета приводит к отвлечению у налогоплательщиков значительных сумм собственных оборотных средств;

 — необходимость ведения налогоплательщиками как бухгалтерского так и налогового учета;

 — несовершенство методов администрирования НДС;

 — множество нестыковок и противоречий, нестабильность законодательства затрудняют работу налогоплательщиков и контролирующих органов.

Для повышения эффективности администрирования НДС считаем целесообразным:

 — дальнейшее сближение бухгалтерского и налогового учета;

 — снижение налоговой ставки с 20% до 15%, как в большинстве стран ЕС, для облегчения процесса евроинтеграции и повышение конкурентоспособности отечественных товаров.

 — снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, путем использования регрессивной шкалы налогообложения.

Известно, что регрессивное налогообложение предусматривает снижение ставок при росте объекта налогообложения. Действующая система отчислений в фонды обязательного страхования доказала свою нежизнеспособность и необходимость глубокого реформирования.

Таким образом приведенные предложения по реформированию налоговой системы Украины могут быть включены в стратегии реформирования законодательства по отдельным видам налогов.

Литература:

1. Емельянович Л. А. Налоговая система: Учеб. Пособие. (второе издание переработанное и дополненное) / Л. А. Емельянович, А. А. Папаика, В. А. Орлова, Г. Е.Долматова, А. В. Веретенникова — Донецк: ДонНУЭТ, 2005. — 276 с.

2. А. С. Криклий, Л. М. Демиденко, Компаративный анализ отечественной и зарубежных налоговых систем // Инновации. — 2007. №1. — С. 20-23.

3. С. Иванов, А. Ковальчук, Основные принципы и направления совершенствования налоговой системы Украины: методологический аспект // Банковское дело. — 2006. — № 4. — С. 46-54.

4 Аптекарь С. С., Близкий Р. С., НДС: улучшение администрирования и альтернатива // ВЕСТНИК ДонДУЕТ. -2006. №4 (32) . — С. 190-194.

5. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3 апреля 1997 г. № 168/97 — ВР.