Также упоминания о необходимости документирования процесса аудита является и в нормативно-правовых актах Украины, в частности Положения по национальной практике контроля качества аудиторских услуг 1 «Организация аудиторскими фирмами и аудиторами системы контроля качества аудиторских услуг». В этих документах указано [4]: ​​

1) политика и процедуры контроля качества Фирмы должны быть изложены письменно в форме соответствующего документа и зафиксированы на бумажных или электронных носителях с соблюдением требований к аудиторской документации согласно профессиональными стандартами. Документальное оформление политики и процедур в зависимости от факторов, приведенных в пункте 10 настоящего Положения, может быть в виде: положение по контролю качества; пособия по контролю качества; сборки внутренних стандартов и / или отдельных положений Фирмы.

2) для достижения качественного выполнения задачи компания должна иметь и использовать методики по выполнению задания в письменном или электронном формате, программные инструменты или другие формы стандартизированной документации;

3) компания должна документировать процесс решения задачи, то есть план, программы, инструкции, которые были предоставлены персонала для понимания целей его работы; процедуры, сроки и объем выполненной работы в соответствии с профессиональными стандартами; действия по оказанию помощи профессионалами и специалистами менее опытным членам группы с задания для четкого понимания целей работы; процесс консультирования из сложных и спорных вопросов и применения его последствий; процессы надзора за выполнением задания; процедуры проверки завершенного задачи, сделанных важных суждений и вида заключения (отчета), предоставляемой по результатам выполнения задания;

4) проверку контроля качества выполнения задания нужно осуществлять, в частности, выборочной проверкой рабочих документов, касающихся важных суждений, высказанные группой с задания, и выводов, к которым пришла группа;

5) группы с задания должны своевременно завершить формирование окончательных файлов задания после предоставления выводов (отчетов) с задания. Максимальный период, за который следует завершить формирование окончательных файлов для конкретных типов задачи, устанавливает фирма; он зависит от характера задач, но не может превышать 60 дней с даты заключения (отчета)

6) компания должна применять политику и процедуры, которые требуют наличия соответствующей документации как подтверждение работы каждого элемента своей системы контроля качества.

Таким образом, основное назначение документирования — это подтверждение того, что сама фирма и ее персонал действуют в соответствии с МСА, Кодексом этики и законодательными и нормативными требованиями, которые регулируют аудиторскую деятельность, а аудиторские доказательства и заключения (отчеты) , предоставляемых фирмой, соответствуют условиям задачи [18].


дагестанский камень производство

Но несмотря на то, что залогом профессионального предоставления аудиторских услуг является отлаженный процесс формирования документации по аудиту, наличие которой, с одной стороны, позволяет аудитору в случае необходимости защитить добросовестность выполнения своих обязанностей, а с другой — документирование процедур аудиторской проверки создает базу для контроля качества аудиторских проверок, практикующие аудиторы не оказывают значительного внимания этой проблеме и не делают значительных шагов к совершенствованию этого процесса.

Поскольку использование стандартных форм рабочей документации (например, стандартные бланки) положительно влияет на эффективность и качество аудиторской работы и значительно экономит рабочее время аудитора, необходимо внедрять в аудиторских фирмах единые формы ведения рабочей документации.

МСА не устанавливают единые формы рабочих документов. Поэтому в аудиторской фирме могут быть разработаны свои типовые формы рабочих документов и установлена ​​система базовых показателей и порядок определения уровней существенности по сфере применения. С целью облегчения этой задачи определим основные практические требования к рабочей документации [1, 5]:

1. Объем рабочих документов зависит от профессионального суждения аудитора. Аудитор должен готовить рабочие документы достаточно полные и подробные для обеспечения общего понимания аудита, но документальное оформление каждого вопроса проверки нецелесообразно и не нужно. Основными критериями достаточности объема рабочей документации по разделу аудита являются: наличие документов, подтверждающих выполнение аудиторских процедур в соответствии со стратегией и планом проверки; наличие документов, подтверждающих обоснование выявленных замечаний и выводов по проверке; обеспечения возможности сквозного прослеживания правильности / ошибочности формирования отчетных данных.

2. Рабочие документы необходимо профессионально и грамотно оформлять. Для этого необходимо соблюдать следующие рекомендации:

2.1. Документация может оформляться в форме данных на бумаге, электронных или иных носителях [5].

2.2. Оформление документов должно осуществляться так, чтобы обеспечить доступность для прочтения и осознания содержания.

2.3. Записи в документах должны выполняться средствами, обеспечивающими их сохранность в течение времени, установленного для хранения рабочей документации.

2.4. Рабочие документы, как правило, должны иметь следующие реквизиты: название аудиторской фирмы, название предприятия, период проверки или дата проверки. Согласно требованиям МСА 240 документируя характер, время и объем выполненных аудиторских процедур, аудитор записывает кто выполнил аудиторскую работу и окончания этой работы и кто проверил выполненную аудиторскую работу, дату и объем такой проверки [5].

2.5. Также рекомендуется каждом рабочем документа давать название, а для ускорения поиска необходимой рабочей документации каждому документу присваивается код или шифр [12].

3. Нужно помнить, что аудитор должен своевременно завершить формирование окончательного аудиторского файла после даты аудиторского заключения. Для этого формируется пакет рабочей документации, которая должна содержаться в архивной папке (папках) по аудиторской проверки [18].

4. Фирма обязана установить политику и процедуры хранения документации с задания в течение достаточного периода, соответствующего потребностям самой Фирмы или законодательным, регулятивным или нормативным требованиям [4]. Потребности Фирмы в хранении документации по задачи и период такого хранения меняться в зависимости от характера задачи и обстоятельств Фирмы, например, от того, нужна ли документация по задачи для обеспечения анализа вопросов, имеющих постоянное значение для будущих задач. Период хранения документации с задания не может быть меньше пяти лет с даты заключения (отчета). Однако согласно МСА 240 аудитор не должен хранить неверную или устаревшую документацию [5].

5. Рабочие документы составляются и систематизируются так, чтобы они соответствовали обстоятельствам и потребностям аудитора при каждой конкретной аудиторской проверке [12].

Необходимо отметить, что требования к документации не применяется к основным принципам и важных процедур, которые не являются уместными в конкретных обстоятельствах [5].

В аудиторской практике Украины имеется определенный опыт по такой составления аудиторских рабочих документов. Под общей редакцией ректора Государственной академии статистики, учета и аудита, президента Союза аудиторов Украины, член АПУ, академика АЕМУ, д. э.н., профессора, Заслуженного экономиста Украины И. И. Пилипенко в 2003 г... Разработан учебное пособие «АУДИТ. Методика документирования». В учебном пособии приведены рабочие документы по разным направлениям аудита. Не стоит забывать, что форма и содержание рабочих документов определяют не только этап аудита и его объект, но и характер задания, форма аудиторского заключения, характер и сложность бизнеса, характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта хозяйствования, использования в процессе аудиторской проверки конкретных методов и приемов и прочее. Поэтому приведенные рабочие документы могут стать для аудиторских фирм только помощью в формировании рабочих документов.

В разделе 2.3 «Документирование аудита доходов и расходов» дается аудит доходов, а также перечень видов деятельности, хозяйственных операций и счетов для учета дохода в виде конкретной таблицы (деятельность, хозяйственные операции, субсчета).

С помощью этой методики аудитор осуществляет проверку правильности отражения доходов от реализации продукции товаров, работ, услуг, других операционных доходов, от финансовых операций, от инвестиционной деятельности и других доходов [17].

В учебном пособии приведены такие рабочие документы аудитора Программа аудита доходов, Тест по вопросам бухгалтерского учета доходов, Определение существенности доходов (удельный вес в общем объеме доходов, Регистрация выборочной проверки на соотношение цены реализованной продукции с прейскурантной, Ведомость проверки полноты учета отгрузки и реализации продукции за период, Реестр выборочной проверки количества отгруженной продукции по данным складского учета га документов на отгрузку продукции, Перечень ошибок и нарушений, выявленных при аудите дохода Тест выборочной проверки полноты отражения на счетах арендной платы по операционной аренде [17 ].