Ревизия & mdash; один из способов экономического контроля, его составная часть. Она происходит от латинского revisio & mdash; просмотр, что и положено в основу этого способа контроля & mdash; контрольное исследование осуществленных хозяйственных операций с целью выявления соблюдения их законности, достоверности и экономической целесообразности, то есть ревизия е способом последующего контроля, которая осуществляется преимущественно на основании документальных источников.

С помощью ревизий обеспечивают систематический контроль за сохранностью и рациональным использованием коллективной и государственной собственности. Они способствуют всестороннему выявлению резервов и повышению эффективности производства. По результатам ревизий разрабатывают меры по устранению выявленных недостатков и принимают решение о привлечении виновных к материальной и административной ответственности, чем достигается высокая оперативность и действенность данного способа экономического контроля. Ревизия — плановая и обязательная форма контроля на всех государственных предприятиях, а также на предприятиях с коллективной собственностью. Характерными свойствами ревизий является их правовое регламентирование, всеобъемлющий и непрерывный характер, четко определен порядок проведения в специальной инструкции. Ревизия должна проводиться высококвалифицированными специалистами специальных органов контроля (контрольно-ревизионные управления, отделы, инспекции) или отдельным подразделением предприятия (ревизионная комиссия).

В отличие от других способов контроля ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц (ревизоров), порядок оформления и рассмотрения результатов ревизий.

При проведении ревизий широко используют приемы документального и натурального (визуального) контроля, позволяет глубоко исследовать состояние производственно-финансовой деятельности и решать разносторонние задачи экономического контроля. Положением о ведомственном контроле определены следующие основные задачи ревизионных служб: проверять состояние экономики предприятий, объединений, организаций и учреждений; выполнения производственных и финансовых планов; соблюдение государственной дисциплины и законности совершенных операций; сохранения средств и материальных ценностей; эффективность использования материальных и финансовых ресурсов; полноту выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов; выяснять причины образования непроизводительных расходов и потерь, порчи продукции, повреждения имущества.

Кроме того, предполагается проверка соблюдения действующего порядка применения цен и тарифов, своевременности и полноты платежей в бюджет, сумм дополнительной выручки, полученной в результате нарушения действующего порядка установления и использования цен и тарифов; правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и отчетности; финансовых, кредитных и расчетных операций, своевременность выполнения обязательств перед бюджетом и другими органами финансовой системы; выполнение указаний по устранению недостатков, выявленных предыдущей ревизией или проверкой. Для успешного решения указанных задач необходимо постоянно совершенствовать организацию и технику проведения ревизий с учетом особенностей развития рыночной экономики и формирования новых предприятий на базе коллективной и частной собственности. Одной из этих особенностей является приватизация имущества путем разгосударствления предприятий. Многочисленные нарушения законодательства о разгосударствлении и приватизации требуют усиленного внимания к ревизии оценки и состояния имущества, приватизируемого правильности определения объектов приватизации, персонификации собственности и др. Важным направлением ревизионной работы является раскрытие фактов коррупции и преступности, которая приобрела сейчас угрожающего характера. Ведущее место в ревизионной работе должна занимать проблема усиления режима экономии.

Участие в комплексных ревизиях отраслевых специалистов (агрономов, инженеров, зооинженеров, экономистов и др.) открывает широкие возможности для активизации внедрения научно-технического прогресса во всех отраслях сельскохозяйственного производства, достижений передового отечественного и зарубежного опыта по вопросам прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур и производства продукции животноводства. Все это способствует рациональному использованию производственного потенциала и наращиванию национального богатства.

Важной задачей ревизий является не только разоблачения различных нарушений и выявления злоупотреблений, но и разработка конкретных предложений и рекомендаций по улучшению производственно-финансовой деятельности предприятий и организаций, укрепление внутреннего контроля, рационализации учета, отчетности и других функций управления.

Многогранность ревизионной работы предопределяет выделение отдельных видов ревизий по определенным признакам. В зависимости от органов, которые проводят ревизию, они делятся на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные.

Ведомственные ревизии осуществляют в подведомственных предприятиях органы отраслевого управления (министерства и ведомства). Так, на сельскохозяйственных предприятиях проводимых контрольно-ревизионный аппарат Министерства сельского хозяйства и продовольствия, областных и районных управлений а других органов управления.

Вневедомственные ревизии финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий проводят органы вневедомственного государственного контроля: Государственная контрольно-ревизионная служба, Государственная налоговая инспекция, органы Минфина, Агропромбанк «Украина», инспекторы Пенсионного фонда, специализированные государственные комитеты и комиссии.

Внутрихозяйственные ревизии осуществляют ревизионные комиссии предприятий и организаций.

О плановости различают плановые и внеплановые ревизии. Плановые проводят по установленному плану ревизий контрольно-ревизионного аппарата министерства или видомства. — Внеплановые ревизии осуществляют по требованиям правоохранительных органов, при наличии заявлений о правонарушениях на конкретных предприятиях в сроки, не определены в планах.

В зависимости от объема охватываемых ревизией хозяйственных операций различают полные и частичные ревизии.

Полная ревизия охватывает все стороны производственно-финансовой деятельности предприятия за весь ревизионный период. Такие ревизии, как правило, проводит контрольно-ревизионный аппарат ведомственного контроля по утвержденному плану. Это наиболее глубокий вид ревизии, в результате которого в наибольшей степени проявляют допущенные нарушения и недостатки в производственно-финансовой деятельности и предупреждают их появление в дальнейшем. Однако они трудоемки, а потому не всегда целесообразны.

Частичные ревизии предусматривают проверку только отдельных участков деятельности предприятия (например, ревизия наличия и использования материальных ресурсов, расчетов по оплате труда и др.). или проверку хозяйственных операций за отдельные периоды ( например, ревизия оприходования продукции за июнь—сентябрь). Отдельные операции (кассовые, банковские) даже при частичных ревизиях могут проверять сплошным способом. В практической деятельности преимущественно сочетают полные и частичные ревизии.

Разновидностью частичных ревизий является тематические ревизии характеризующиеся целенаправленной и глубокой проверкой отдельных вопросов или сторон производственно-финансовой деятельности предприятий (например, ревизия платежей в бюджет, расчетов по отчислениям в Пенсионный фонд , реализации продукции и т. д.). Тематические ревизии обеспечивают выявление однородных нарушений и недостатков на многих предприятиях соответствующего подчинения, глубокий анализ и обобщение причин недостатков и разработку мер по их устранению. Поэтому их целесообразно широко использовать в контрольной работе.

По составу специалистов, проводят ревизию, выделяют комплексные и некомплексные ревизии. Комплексные ревизии проводит бригада (комиссия), в состав которой входят специалисты разного профиля (ревизоры, юристы, экономисты, агрономы, инженеры-механики, зооинженер и др.). Это позволяет провести ревизию на предприятии на высоком квалифицированном уровне, выявить резервы во всех отраслях и участках работы. Поэтому именно такие ревизии обеспечивают высокую эффективность и рекомендуются для всех сельскохозяйственных предприятий. некомплексно ревизии осуществляют специалисты учетного и финансового профиля и предусматривают проверку в основном финансовой деятельности предприятий и состояния учета и отчетности. Такие ревизии менее эффективны и рекомендуются преимущественно для бюджетных учреждений и организаций или. по тематическому принципу на сельскохозяйственных предприятиях.

В зависимости от повторяемости различают первичные, повторные и дополнительные ревизии. Первичные ревизии как основной вид могут быть плановыми и внеплановыми. Повторные ревизии назначают при наличии сигналов и жалоб о проведении ревизии на низком уровне, в результате чего не обнаружены известные отдельным лицам факты злоупотреблений.

Дополнительные ревизии осуществляют для уточнения отдельных вопросов после первичных и повторных ревизий.

Сквозные ревизии проводят вышестоящие органы управления для исследования состояния дел по отдельным проблемам или для оценки контрольно-ревизионной работы конкретного областного или районного управления сельского хозяйства и продовольствия. Сквозной ревизией охватывают все структурные единицы, которые подчинены соответствующему органу управления (например, при проведении сквозной ревизии контрольно-ревизионным аппаратом областного управления сельского хозяйства и продовольствия проверяют соответствующие районные управления, а в них & mdash; отдельные сельскохозяйственные предприятия).