На сегодня массовый характер приобрело ввоз из-за границы так называемыми «челноками» товаров иностранного производства ( схема №1 ).

В фазе (1) на рынке Украины появляется товар, в котором воплощены скрытый капитал. Скрытность капитала характеризуется именно тем, что отсутствует источник официального приобретения товара за рубежом. Предприятие «В» создано формально, но фактически оно не действует, поскольку цель его создания — легализация скрытого капитала. В фазе (2) появляется предприятие «А», официально работает на рынке торговли, платит налоги и рассчитывается с предприятием «В» безналичными денежными средствами на расчетный счет. Как правило, предприятие «В» за «лоро» счета проводит конвертацию в долларовую наличность. Капитал исчезает из официального рынка, увеличившись в абсолютном массе.

Схема № 1.

Ввоз товаров иностранного производства

(2)

(1) товар

ТАМОЖНЯ «В» деньги «А»

«лоро»

Как видим, в процессе движения скрытый капитал появляется на официальном рынке в той или иной форме, и часто это сопровождается наличием на официальном рынке субъектов, выполняющих роль буфера между легальным и нелегальным капиталом.
https://anc-project.com/services-bti/
Существование таких субъектов, как предприятие «В» в нашем примере позволяет без лишних препятствий легализировать или скрывать капитал. Государство, взяв под контроль функционирования таких предприятий, смогла бы контролировать и движение скрытых капиталов.

На величину налоговых поступлений влияет такое явление, как уклонение от уплаты налогов ( див. мал.3 ). Чрезмерное повышение нормы налогообложения приводит к увеличению доходов теневой экономики и рост легального бизнеса, а заодно и к сокращению налоговой базы.

К примеру, открытие Лаффера полягяе в том, что по мере роста подакив, то есть нормы налогообложения, налоговая база становится эластичной, что как раз и приводит, начиная с определенного уровня высоты налогообложения, не увеличение, а уменьшение налоговых над — поступлений в бюджет за счет сокращения налоговой базы и уклонения от уплаты налогов.

Рисунок 3

Уклонение от уплаты налогов .

В

Налоговая база,

действительно должна облагаться

rrefsf

Налоговая база, задекларированная для налогообложения

Доходы тень вой экономики

0 Норма налогообложения Т

Из сказанного выше можно сделать вывод о необходимости четкого разграничения объективного существования налогов с присущими им функциями и процесса их использования при осуществлении государством налоговой политики. Проявление налогов и их функций в действии — объективный процесс, который выражает отношения базиса. Налоговая же политика, строится государством на конкретной налоговой системе, — это отношения надстройки. Данный вывод позволяет лучше понять объективность категории налог и субь — объективность действий государства.

Размах скрытой деятельности можно оценить исходя из конкретных фактов. Прежде всего это существование «конвертационных» предприятий. Несовершенная законодательная база, а отсюда и неэффективная деятельность контролирующих государственных органов дали соревнования таким предприятиям успешно осуществлять финансовые операции. Либерализация валютного рынка, расширение сети корреспондентских отношений украинских банков с нерезидентскими банковскими учреждениями и включение в систему электронных межбанковских международных расчетов используются для формирования сети подставных счетов коммерческих структур, осуществляющих незаконную конвертацию безналичных национальных средств в наличную валюту, создают механизмы перечисления резидентами Украины валютных средств на неконтролируемые государством счета в иностранных банках. С 1992 г. без лишних препятствий перечисляются огромные суммы за «лоро» счета в иностранные банки, как правило, российских и прибалтийских. И только в 1995 году такие операции были отнесены к внешнеэкономической деятельности с целью усиления контроля. Но и эта мера не дал желаемого результата, поскольку ответственность несут только сами предприятия, без исключения существуют только формально на основании недействительных документов. Таким образом, капиталы до сих пор беспрепятственно направляются в иностранные банки.

Однако, это лишь половина проблемы, так как большая часть таких средств возвращается в Украину и уже в форме наличной валюты.

Так, только один коммерческий банк в Киеве за день при обслуживании 60 анонимных клиентов выдал наличных более миллиона долларов США. А учитывая общее количество банковских учреждений, не трудно подсчитать капитал, который работает на неофициальном рынке. В то же время налоговая система в Украине еще не может характеризоваться как охватывающая и контролирует все стороны экономики. По моему мнению, рынок недвижимости полностью исключен из системы налогообложения.

Официальный жизненный уровень и уровень заработной платы, даже в коммерческих предприятиях, исключает в Украине возможность обогащения, а тем более приобретение драгоценных объектов недвижимости. Фактически же процессы на рынке недвижимости подтверждают движение крупных сумм скрытых капиталов.

На наш взгляд, есть две основные проблемы и направления, отработав которые, государство смогло бы сегодня получить дополнительные средства в бюджет.

Во-первых, это введение налога на имущество на дифференцированной основе: чтобы это было не в тягость граждан, пра-щих, а налогом на владельцев капиталов, которые воплощены в недвижимость. В этом случае государство имеет возможность частично облагать те доходы, которые были скрыты.

Во-вторых, движение скрытых капиталов на рынке недвижимости обеспечивается наличием неофициального рынка. То есть одновременно существуют и официальный, и неофициальный рынки недвижимости, которые связаны между собой.

В большинстве случаев частный бизнес именно на неофициальном рынке накапливает свой капитал, который не облагается налогом. «Эффективность» фискальной функции налогов проявляется в дефиците государственного бюджета и периодической нехватки (в абсолютном выражении) средств в бюджетах.

Действительно, легализация движения частного капитала проходит через систему минимизации. При несовершенном законодательстве, слабой финансовой системе, непрогнозируемой налоговой политике владелец, с целью получения прибыли и накопления частного капитала, фактически не защищает от чисто фискальной налоговой системы, которая стремится в любой способ пополнить бюджет. Регулирующая функция налогов преимущественно только декларируется или используется как лозунг для личного обогащения. Сегодня спрогнозировать финансовую сторону процесса произ-водства в Украине хотя бы на год невозможно, потому что нет государственных гарантий стабильного развития производства, последовательной налоговой политики.

Уклонение от налогообложения — проблема общегосударственная, а потому и подход к ней должен быть системный, с созданием законодательной базы на принципах последовательности, преемственности, справедливости, с наличием на первых этапах жестоких административных мер регулирования предпринимательства и прогнозирования дальнейшей либерализации . Пока налоговое законотворчества в основных отраслях экономики имеет в основном субъективный характер. Избежать этого можно при наличии единого государственного органа, который монопольно владеет инициативой налогового законотворчества.

Доходные налоги тесно "связаны с оздоровлением финансово-кредитных отношений, обеспечение доходной части бюд-жетов разных уровней. Среди первоочередных задач бюджетной политики ведущее место занимает разработка научно-обоснованных концепций доходов государства, построение оптимальной модели налоговой системы, четкое соблюдение налогового законодательства.

Государственный бюджет Украины разрабатывается на базе имеющейся доходной части, поэтому важно ее реальное определение и полное выполнение. В основу должны быть положены объективные оценки прогнозных макроэкономических показателей. Поэтому при разработке государственного бюджета следует учесть следующее:

 — летние проекты должны состоять только на основе существующей налоговой базы;

 — важное условие стабильности налоговых поступлений — мораторий на налоговое законодательство в течение двух-трех лет;

 — постепенное внедрение новых налоговых изменений, особенно касающихся значительного скорчення поступлений в бюджет;

 — постепенная отмена налоговых льгот с переходом к дифференцированной оплаты в соответствующих областях;

 — простая и доступная система налогообложения, контроль за соблюдением уплаты налогов.

Требует объективного определения доля налоговых поступлений от физических лиц, ее базой должны стать реальные доходы населенные. В состав расходов, учитываемых при расчете расходов, следует включать величину платных услуг на здравоохранение, образование, оплату коммунальных услуг. Актуальным источником увеличения доходов бюджета за счет поступлений от физических лиц может стать повышение не прямых налогов на потребление предметов роскоши, также позволит в определенной степени нивелировать доходы населения и осуществлять их эффективное перераспределение. Важной проблемой является налогообложение в соответствии с осуществляемых фактических расходов физических лиц, а не на основе продекларированных доходов.